Celtic Frost

Легендарная группа из Швейцарии. Многие музыканты экстремальных направлений метал-музыки называют Celtic Frost одной из тех групп, которая непосредственно повлияла на становление таких стилей как блэк и дэт метал, определила звучание и стиль этих направлений тяжелой музыки. По стилистике коллектив не относится ни к блэку, ни к дэту, ни даже к прото-блэку. И вообще определение стиля Celtic Frost задача не из легких. На протяжении своего пути, группа записала пять совершенно не похожих друг на друга альбомов. Кроме того, в 1984 году, когда вышел первый мини-альбом коллектива ни о блэке, ни о дэте слышно еще не было, да и понятий таких не существовало. В это время шло бурное зарождение трэш-метала, и многие коллективы экспериментируя со стилем, внося в него более экстремальные и агрессивные элементы, впоследствии и вдохновили будущее поколение музыкантов на создание более экстремальных стилей, таких как блэк и дэт метал.

Возвращаясь к описанию стиля Celtic Frost, то это все-таки трэш-метал, необычный, включающий в себя много новаторских элементов. Некоторые характеризуя музыку Celtic Frost применяют термин Avantgarde Thrash Metal.

Группа Hellhammer и смена вывески

Началось все в 1982 году с создания группы под названием Hellhammer. Коллектив создал Томас Габриэль Фишер, он же «Уорриор», позже к группе присоединился и басист Мартин Эрик Эйн, он же Мартин Эрих Стрикер. Группа выпустила несколько демо-записей представляющих из себя сырой трэш с мрачными текстами и хриплым вокалом – для того времени достаточно экстремальная музыка. В андеграундной среде записи привлекли внимание и некоторую популярность, хотя сам Томас утверждал, что группу возненавидели. Поэтому пришлось ее распустить, путем смены вывески. Таким образом и была создана Celtic Frost. Стартовый состав группы был такой:

Томас Габриэль Фишер, он же «Уорриор» – вокал, гитара;

Мартин Эрик Эйн – бас-гитара, вокал;

Стивен Пристли – барабаны.

Celtic Frost

Именно в этом составе и был записан Morbid Tales — дебютный мини-альбом который вышел в 1984 году на немецком лейбле Noise. Выдержанный примерно в тех же тонах, что и записи расформированной группы Hellhammer, дебютник имел хорошую запись, а также включал и некоторые экспериментальные решения. Именно этот новаторский дух и станет главной фишкой группы, раздвигая рамки традиционного трэш-метала для новых интересных элементов.

В 1985 году в группу приходит постоянный барабанщик, с участием которого записывается второй мини-альбом Emperor’s Return.

Альбом To Mega Therion

Celtic Frost

Первый полноформатный альбом коллектива выходит в 1985 году. Один из главных идеологов группы Мартин Эрик Эйн почти не принимает участия в его записи. Его заменил Доминик Штайнер. Обложкой для альбома стала картина художника и друга Тома Ганса Руди Гигера — «Satan I». Именно этот альбом в среде многих блэк и дэт-метал музыкантов является настоящим культом. Оставаясь стилистически в рамках трэш-метала, представленная работа выходит за его границы. Появляются различные духовые инструменты, женский вокал, специфические гитарные рифы и уникальные на то время приемы музыкального и композиционного построения самих песен. Лирическая составляющая также наполнена мрачной атмосферой. Именно на композиции с этого альбома многие известнейшие современные группы пачками пишут кавер-версии.

После выхода альбома группа отправилась в гастрольные поездки по Европе и в Америку.

Альбом Into the Pandemonium

После концертных туров Мартин Эрик Эйн возвращается в коллектив и начинается запись второго студийного альбома, который увидит свет осенью 1987 года и окажется самым экспериментальным альбомом в дискографии группы. Было приглашено огромное количество музыкантов как на бэк-вокал, так и на классические инструменты. Альбом получился не таким тяжелым и мрачным как дебютник. Именно после выхода этой работы начнутся трения среди фанатов. Некоторые начнут упрекать Celtic Frost, что они погрязли в экспериментах. Симфонизма и оперного вокала в музыке стало намного больше. Депрессивное настроение пластинки усиливалось трагичным, почти плаксивым вокалом Тома, которое потом так полюбят музыканты из Anathema. Другие же фанаты и критики наоборот восхитились смелостью, музыкальной индивидуальностью и готовностью экспериментировать. Альбом оказал огромное влияние на становление дум-метала и готики, многие ходы и решения с этой работы будут в дальнейшем развиты в творчестве дум-дэт-метал коллективов начала 90-х годов. В общем и целом, получилась новаторская пластинка, которую можно охарактеризовать как авангардный метал.

Celtic Frost

Группа усиливает свой состав вторым гитаристом Роном Марксом и отправляется в турне в поддержку альбома.

Альбом Cold Lake

После продолжительного тура по Европам и Америкам музыканты явно устали и начали терять общий язык, кроме того выпускающему лейблу не особо понравились те эксперименты, которая группа выдала на последнем альбоме и настоятельно порекомендовали Тому выпустить более проходной альбом. В результате группа была на грани распада – из всех участников остался один Том. Набрав новый состав музыкантов, Фишер с полностью обновленной группой осенью 1988 года выпускает третий полноформатник, который впоследствии сам же назовет позором. Музыка стала попроще, помягче и полегче – этакий глэм-метал. Кроме того, сменился имидж и самих музыкантов, которые стали походить на рок-звезд. В общем фанатов они растеряли если не полностью, то большую часть.

Альбом Vanity/Nemesis

После провала прошлого альбома Фишер, смыв помаду и стерев лак, попытался реабилитироваться и вернуть былое уважение и статус коллектива. В состав группы вернулся Мартин Эйн. Таким образом еще раз поменяв состав, Celtic Frost весной 1990 года выпускают четвертый альбом, который возвращает группу к ее корням.

Работа получилась достаточно интересная, хотя отголоски глэма все еще присутствовали. Но вернуть былую славу не получилось. На дворе стоял 1990 год и интерес к трэш-металу начал пропадать, к тому же начинают активную творческую деятельность молодые коллективы, вдохновленные в том числе и музыкой Celtic Frost: в США, уже активно набирает обороты дэт-метал во главе с группой Death, в Великобритании начинают музицировать дум-готик группы такие как Paradise lost, а на севере Европы уже во всю полыхает блэк-метал.

Отыграв концертный тур, группа планировала записать новый альбом Under Apollyons Sun, чего так и не случилось. Последним релизом была компиляция «Parched with Thirst Am I and Dying», вышедшая в 1992 году и состоящая из раритетных записей и коллекции лучших композиций. В начале 1993 года было объявлено о роспуске коллектива. Лидер группы Томас позднее собрал группу под названием Apollyon Sun, которую следует отнести к индастриал-металу.

Возвращение. Альбом Monotheist

Celtic Frost

В конце 90-х и начале 2000-х альбомы Celtic Frost были переизданы, при этом Фишер и Эйн контролировали весь процесс. Интерес к музыкальному наследию коллектива возрос, и музыканты задумались о возрождении творческой деятельности.

В 2001 году группа приступила к написанию нового материала. На барабаны пригласили Франко Сеса, а в качестве второго гитариста Эрола Унала. Процесс записи альбома растянулся с 2002 по 2005 год. Продюсером альбома стал Питер Тэгтгрен. Гостевое участие в записи приняли многие известные музыканты: Лиза Миддельхауф из симфо-метал группы Xandria (вокал), Равн из норвежской блэк-метал группы 1349 (бэк-вокал), Сатир из Satyricon (вокал), Питер Тэгтгрен из Hypocrisy и одновременно продюсер альбома (бэк-вокал) и другие.

Альбом вышел в 2006 году на лейбле Century Media Records. В результате получилась пластинка аж за 70 минут, как всегда не похожая ни на один из ранних альбомов. По стилю, если предельно все упростить – экстремальный авангардный метал, причем трэшем здесь не пахнет вообще. Альбом очень монотонный и с очень мрачной и гнетущей атмосферой. Гитары с очень низким строем и с современным объемным звучанием, благодаря Питеру Тэгтгрену, где четко слышен каждый инструмент, делают пластинку еще более зловещей. Гитара и голос Фишера как заклинания повторяют одни и те же рифы и слова. Добавьте к этому симфоническо-готические номера с женским вокалом. Лирическая составляющая альбома, как обычно, также запредельно мрачная. Тексты полны мистики, философии и теологии, а многие написаны под влиянием оккультизма Алистера Кроули. Неподготовленному слушателю, не знакомому с экстремальным металом, лучше даже не пытаться прослушать этот альбом полностью.

Celtic Frost

После выхода альбома, группа отправилась в масштабный мировой тур, посетив Европу, Америку и Японию, выступив перед пятидесятитысячной аудиторией на фестивале Wacken Open Air.

Позже Фишер создаст группу Triptykon.

Мартин Эрик Эйн умер 21 октября 2017 года после сердечного приступа в возрасте 50 лет.

В 2008 году группа окончательно перестала существовать. Celtic Frost, выпустив альбом Monotheist достойно ушли со сцены.