Группа Helloween известна во всем мире, как основатель нового стиля тяжелой музыки под названием Пауэр-метал (power metal). Именно этот коллектив в середине 80-х годов стал одним из первых, кто привнес в классический хеви-метал скорость и сложность исполнения граничащую со спид-металом и мелодичность гитарных партий. Вместе с мощным и узнаваемым голосом вокалиста стиль быстро завоевал популярность слушателей и породил огромное количество групп по всему миру. В этом отношении вклад Helloween в развития тяжелой музыки нельзя недооценивать.
Содержание
Начало
Основателем и идейным вдохновителем будущего коллектива считается гитарист и вокалист Кай Хансен (Kai Hansen). Именно он в конце 70-х годов совместно с Питом Силком (будущим основателем Iron Savior) создает группу Gentry. Вскоре название поменяли на Second Hell, а в группу пришли басист Маркус Гросскопф (Markus Grosskopf) и барабанщик Инго Швихтенберг (Ingo Schwichtenberg). Позже к группе, вместо Пита Силка, присоединяется гитарист Михаэль Вайкат (Michael Weikath), а вывеска вновь изменяется уже на Iron Fist, но видимо это название не удовлетворило музыкантов, и группа вновь переименовывается на этот раз уже на знакомое всем название Helloween (от слова hell – ад). Правда существует легенда, что немцы плохо знают английский и просто неправильно написали название всем известного праздника Halloween. В общем стартовый состав был сформирован и на рубеже 1983-1984 гг. выглядел так:
- Кай Хансен – гитара, вокал
- Михаэль Вайкат – гитара
- Маркус Гросскопф – бас
- Инго Швихтенберг – барабаны
Впервые музыку молодого коллектива можно было услышать на сборнике Death Metal, где кроме наших героев были представлены другие зарождающиеся звезды тяжелой музыки: Running Wild, Hellhammer (будущий Celtic Frost) и Dark Avenger. Группа подписывает контракт с молодым немецким лейблом Noise Records (на котором будут выпущены работы таких групп: Grave Digger, Running Wild, Rage, Kreator, Tankard, Gamma Ray, Iron Savior, Coroner, Celtic Frost, Skyclad и др.).
В начале 1985 года в Берлине в студии Musiclab studio, коллектив записывает свою дебютную работу – мини-альбом с одноименным названием Helloween, который выйдет в свет в апреле 1985 года. Пластинка содержала 5 песен, выдержанных в быстром темпе с прекрасной гитарной техникой и с вокалом Кая Хансена. Работа получилось успешной и узнаваемой и принесла группе ощутимый успех в некоторых европейских странах.
Альбом Walls of Jericho
После выхода мини-альбома, группа решает закрепить и расширить успех и в том же 1985 году записывает и выпускает свой дебютный полноформатный альбом, который получил название Walls of Jericho и вышел 1 декабря 1985 года. В настоящий момент диск является уже классикой жанра, но в то время работа стала революционной в тяжелой музыке. Виртуозная, техничная и раскрепощенная музыка, чувствуется, что все музыканты вложили душу в создание и запись данного материала. Являясь логическим продолжением мини-альбома, данная пластинка имеет гораздо больше разнообразных и интересных творческих решений, что и не удивительно, так как полноформатник гораздо больше по времени чем мини-альбом. Прекрасное сочетание скорости исполнения и мелодизма. На альбоме есть настоящие хиты – How Many Tears, Ride the Sky и Heavy Metal. Единственный недостаток альбома — это звук.
После выхода данной работы о группе узнали в Англии и за океаном, а группа отправилась в успешное турне по Европе и США. Две композиции с живых выступлений – Ride The Sky и Guardians, а также новую песню можно услышать на вышедшем в 1986 году одноименном сингле Judas. Новая песня рассказывает о нечестности политиков. Это последний материал, записанный с голосом Кая Хансена, и можно сказать, что этой работой группа закончила первый этап своего развития.
Новый этап. Появление Михаэля Киске. Альбом Keeper of the Seven Keys, Pt. 1
Совмещать виртуозную игру на гитаре и петь на концертах для Кая Хансена было явно сложно, да и группе необходим был более мощный и профессиональный вокалист. И в конце 1986 года группа начинает прослушивания, в результате которых новых фронтменом коллектива становится Михаэль Киске (Michael Kiske) из группы Prophecy. В отличии от Хансена у нового вокалиста очень глубокий и высокий голос с широким диапазоном, что станет одной из визитных карточек группы и несомненно прибавит ей популярности.
В конце ноября 1986 году музыканты отправляются в Horus Sound Studio для записи второго полноформатного альбома. Продюсерами альбома стали Томми Ньютон и Томми Хансен. Завершили запись в январе 1987 года, а вышел альбом 23 мая. Работа получила название Keeper of the Seven Keys, Pt. 1 и стала одной из лучших в дискографии коллектива и одной из лучших в жанре Power Metal.
Кроме прекрасных мелодий и высокой техники всех музыкантов, было достигнуто идеальное сочетание скорости, тяжести и мелодичности. Плюс к этому яркая и запоминающаяся манера пения нового вокалиста вывели группу в топ метал сцены. Представленная работа на годы вперед показала стандарты пауэр-металла как стиля с высокой скоростью исполнения, мелодичностью и сложностью гитарных партий, высоким, чистым и мощным голосом.
В плане звука в отличии от дебютника, альбом получился более чистым, но нашлись критики, которые были недовольны новым, более коммерческим саундом группы. Хотя по сути именно такой звук и позволил раскрыть все яркие краски в музыке коллектива.
После выхода альбома, группа отправилась в масштабное турне по Европе.
Альбом Keeper of the Seven Keys, Pt. 2
Первоначально планировалось записать и издать двойной альбом еще в 1986-1987 гг., однако руководство лэйбла не захотело давать музыкантам дополнительного времени на запись второй части и пришлось выпускать два разных альбома с промежутком в год. В мае 1988 года музыканты вновь отправились в Horus sound studio, где за два месяца записали свой третий полноформатник – Keeper of the Seven Keys, Pt. 2, который увидел свет 29 августа. Пластинка стала логическим музыкальным продолжением одноименной первой части и закрепила успех коллектива как в Европе, так и в США. В отличии от первой части двухтомника, где большинство композиций написал Кай Хансен, на новом альбоме большинство материала было написано Михаэлем Вайкатом. В целом альбом получился более разнообразным чем первая часть.
В это же время группа записывает свои первые видеоклипы. Первым стал клип на песню Halloween, которую пришлось значительно урезать из-за ее продолжительности, ну а видео хитом стал клип на песню I Want Out.
Группа провела серию удачных гастрольных туров вместе с Iron Maiden и другими коллективами, казалось, что успех и колоссальная поддержка поклонников сплотят группу, но на самом деле все обстояло по-другому. В группе начались проблемы и первой причиной для этого стали обостряющиеся отношения между музыкантами и владельцем лэйбла Noise Карлом Ульрихом Вальтербахом. По словам музыкантов, он постоянно пытался контролировать творческий процесс, а в случае излишней самостоятельности, вообще перекрыть финансирование. В результате в 1989 году группу покидает один из ее основателей – гитарист и один из основных композиторов Кай Хансен. Сам Кай говорил, что просто устал от напряженного концертного графика. Но не все так просто. В последнее время музыкальные идеи Хансена не находили должного отклика у других участников группы. Если в первой части Keeper основным автором был Кай, то вторую часть почти полностью написал Михаэль Вайкат, к тому же появился еще один автор – Михаэль Киске. Итак, Кай покинул группу, и несмотря на свою «усталость» тут же принял участие в записи альбомов групп Joal и Blind Guardian, а после этого еще и создал новый коллектив – Gamma Ray, тут же записав при этом дебютный альбом, вышедший в начале 1990 года.
Альбомы Pink Bubbles Go Ape и Chameleon
После ухода гитариста Кая Хансена группа довольно быстро нашла ему замену в лице Роланда Грапова (Roland Grapow) из группы Rampage. Между тем конфликт с лэйблом Noise достиг своего апогея, и музыканты решают покинуть эту фирму и перейти на крупный и известный лэйбл EMI, забыв при этом, что у них остались договорные обязательства.
1990 год группа проводит в очередных гастрольных поездках, после чего отправляется в студию PUK Studios, что в Дании, где при участии продюсера Chris Tsangarides начинает запись материала для нового альбома.
Новый полноформатник получил название Pink Bubbles Go Ape и вышел 11 марта 1991 года. Альбом вызвал много споров, как среди фанатов, так и критиков, и тому есть ряд объяснений. Во-первых, группа перешла на новый, более крупный лэйбл (EMI), нужно завоевывать новые рынки и прежде всего американский, поэтому звук на альбоме стал более американо ориентированным. Во-вторых, судебные разбирательства, уход из группы одного из основных композиторов и появление нового гитариста, который принес свои идеи и свою манеру исполнения. Многие ждали продолжение Keeper of the Seven Keys, но музыканты пошли другой дорогой, пластинка стала мягче и мелодичнее, чем предыдущие работы, в некоторых песнях чувствуется явное влияние хард-рока, а сами композиции стали более компактными по времени. Вокалист Михаэль Киске взял ситуацию в свои руки – большинство материала для альбома написано именно им. Тем не менее пред нами все тот же Helloween – талантливая и техничная метал группа.
Прокатившись по Европе с туром в поддержку альбома, в 1992 году группа идет в студию Chateau De Paup, что в Гамбурге, где под руководством продюсера Tommy Hansen, записывает новый альбом, получивший название Chameleon. Пластинка вышла 31 мая 1993 года на лэйбле EMI и привела в некоторый шок и замешательство даже самых преданных фанатов, которые съели и прошлый альбом. Подобно хамелеону, меняющему цвета, новое творение немцев вышло настолько разнообразным в музыкальном плане, количество экспериментов увеличилось в разы, что привело к тому, что фанаты просто не приняли данную работу. Двенадцать совершенно разных и не похожих ни на что песен, как будто в записи участвовало несколько рок-коллективов. На альбоме не осталось ничего от пауэр-метала. Получилась рок-группа с синтезаторами, акустикой, скрипками и пр. Основные авторы материала: Киске, Вайкат и Грапов показали себя с новой стороны. В общем-то они стали на самом деле хорошими композиторами и написали прекрасный и ни на что не похожий материал, а добавление симфонических элементов еще больше украсило музыку, но не Helloween. Если бы пластинка вышла под другой вывеской было бы лучше и для музыкантов, и для фанатов.
Кроме того, в это же самое время в группе начинаются кадровые проблемы. Один из основателей и барабанщик коллектива Инго Швихтенберг стал употреблять наркотики, кроме того он был болен шизофренией и было принято решение его уволить. После увольнения ситуация для Инго еще более ухудшилась в результате чего он совершил самоубийство 8 марта 1995 года, прыгнув под поезд метро. На место Инго пришел Ули Куш, который до этого был участником группы Кая Хансена Gamma Ray. Но проблемы в группе на этом не закончились. Отношения между Киске и другими музыкантами стали ухудшаться, результатом чего стало и увольнение вокалиста в том же 1993 году. И в начале 1994 года участники группы находят Михаэлю Киске более чем достойную замену в лице Энди Дериса (Andreas Deris) из группы Pink Cream 69.
Эпоха Энди Дэриса. Альбом Master of the Rings
Решив кадровые вопросы и не теряя времени, группа отправляется в студию Chateau Du Pape и под руководством продюсера Томми Хэнсена записывает свой шестой студийный альбом, который получил название Master of the Rings и вышел 08 июля 1994 года. Музыканты сменили лэйбл, на этот раз контракт был подписан с Castle Communications.
Пластинка стала одной из лучших в творчестве немцев и ознаменовала собой возвращение к привычному стилю. После экспериментального альбома 1993 года и ухода из группы двух музыкантов, а также потери контракта с мажорным лэйблом, многие думали, что группа не возродится. Однако появление Дэриса не только решило кадровую проблему вокалиста, но и расширило композиторскую мощь коллектива. Уже для Master of the Rings Энди написал несколько композиций. В общем свежая кровь очень благотворно сказалась на творчестве группы, которая выдала по-настоящему отличный альбом. Лучшая песня на пластинке Sole Survivor – настоящий метал боевик, показывающая, что Helloween находятся в отличной боевой форме. Также следует отметить композиции Where The Rain Grows и Why?
После записи альбома группа поехала в турне.
Альбом The Time Of The Oath
В 1995 году коллектив возвращается в Гамбург в студию Chateau du Pape, где записывает свой седьмой полноформатник – The Time of the Oath. Пластинка вышла 01 марта 1996 года, а сам альбом был посвящен памяти покончившего собой бывшего барабанщика Helloween Инго Швихтенберга.
Альбом получился концептуальным, основанным на пророчествах Нострадамуса. В качестве основного композитора выступил вокалист Энди Дэрис, также в качестве соавтора нескольких композиций можно увидеть фамилию барабанщика Ули Куша. Гитарист Михаэль Вайкат также отметился на пластинке несколькими темами, в том числе потрясающим хитом Power и не менее прекрасной балладой If I Knew. Кстати о балладах: одна из лучших медленных песен коллектива, авторства Дэриса – Forever And One (Neverland), также с этого альбома. Дэрис также стал автором одной из лучших песен на альбоме We Burn. В целом, альбом получился очень мощным и закрепил за группой тот уровень, который был достигнут на Master Of The Rings.
Альбом Better Than Raw
После записи успешного альбома 1996 года, группа много гастролирует и в результате появляется двойной концертный диск High Live. Кроме того, у музыкантов хватает сил и энергии для написания сольных альбомов, так, например, выходит альбом Роланда The Four Seasons of Life, а также сольная работа Дэриса Come In From The Rain.
В 1997 году музыканты отправляются в уже известную студию Chateau Du Pape, где и записывают свой очередной (восьмой) полноформатник. Вокал при этом записывали у Дэриса на острове Тенерифе, что на Канарских островах. Готовая работа вышла 24 апреля 1998 года.
На этот раз музыку к альбому писали исключительно Ули Куш, Энди Дэрис и Михаэль Вайкат. Звук на альбоме более чистый и отшлифованный в отличии от прошлой работы. В целом музыка стала более тяжелой и агрессивной. В немалой степени этому способствовал Ули Куш, написавший Push (отличающуяся яростной энергетикой), Revelation и A Handful Of Pain. Но хоть эти вещи и являются более агрессивными, это все же стиль Helloween, которые здесь соединили тяжесть и мелодизм. Кроме того, на диске присутствуют композиции в духе старого Helloween, например, написанная Вайкатом I Can и мощная пауэр-метал композиция Midnight Sun, завершающая альбом. Стоит отметить и разнообразие вокальных партий Энди Дериса, в особенности при исполнении написанной им баллады Time.
В общем, один из лучших и, наверное, самый тяжелый альбом коллектива.
Альбом The Dark Ride
Наступало новое тысячелетие и Helloween решили несколько изменить обстановку. Во-первых, они поменяли лэйбл. Теперь контракт был подписан с Nuclear Blast Records. Во-вторых, для записи нового (девятого) альбома группа отправилась на студию Энди Дериса Mi Sueno Music в Тенерифе, а продюсерами стали Charly Bauernfeind и Roy Z. Тот самый Roy Z, который работал с Брюсом Дикинсоном, Робом Хэлфордом, Judas Priest, Sebastian Bach, Sepultura, а также занимался сведением альбома «Проклятье Морей» нашей Арии.
В результате был записан новый альбом The Dark Ride, который увидел свет 05 декабря 2000 года и стал, пожалуй, самым мрачным в дискографии коллектива, одна обложка чего стоит. Пластинка подняла звучание группы на новый, современный уровень. Альбом получился достаточно разнообразным, интересным и хитовым. Из 12 композиций, уже ставший главным композитором Энди Дэрис написал 6, Куш, Вайкат и Грапов по 2. Начинается альбом с интро Beyond The Portal, которое сразу же нагнетает тревожную атмосферу. Одни из самых ярких композиций альбома прекрасная баллада If I Could Fly авторства Дэриса и восьмиминутное эпическое произведение The Dark Ride авторства Грапова. Плотный звук, низкий гитарный строй, сочетание сложности и техники с мелодизмом и гармонией – все это про представленный альбом.
Раскол. Альбом Rabbit Don’t Come Easy
Но не все было так гладко как казалось. В 2000 году в группе начались проблемы, в результате чего уже в 2001 году из нее были уволены гитарист Роланд Грапов и барабанщик Ули Куш, которые тут же организовали группу Masterplan. Новым гитаристом коллектива стал Саша Герстнер из группы Freedom Call, а постоянный барабанщик в лице Дани Лёбле появился только в 2005 году. Дэни был участником группы Rawhead Rexx и барабанщиком Блэйза Бэйли.
Тем не менее в 2002-2003 гг. в Mi Sueno Studio группа записывает новый альбом, который получил название Rabbit Don’t Come Easy и вышел в 2003 году. В качестве барабанщика был приглашен Микки Ди из Motörhead.
По всей видимости мрачности музыкантам хватило на альбоме 2000 года и в этот раз они решили сделать что-то более веселое в духе старого Helloween, правда получилось не очень. К тому же чувствуются изменения в составе, которые не пошли на пользу коллективу. В целом альбом в духе времени, хотя на мой взгляд это самая слабая работа с 1994 года.
Группа отправилась в тур, где в качестве концертного барабанщика выступил Штефан Шварцманн, участник Accept и U.D.O.
Альбом Keeper of the Seven Keys – The Legacy
В декабре 2004 года группа вновь отправляется в Mi Sueno Studio где записывает свой 11 альбом. На этот раз музыканты решили выдать нечто грандиозное, на двух дисках и назвали свое новое творение не иначе как Наследие великих альбомов 1987 и 1988 годов – Keeper of the Seven Keys. Запись продолжалась до июня 2005 года, а готовая работа вышла 31 октября 2005 года.
Альбом получился аж на 77 с лишним минут и имеет в своем составе две композиции за 10 минут. В музыке стали проскальзывать элементы прогрессивного метала, техника владения инструментами на высоте. Вместе с тем альбом получился затянутым и как будто вымученным.
Мне кажется, чтобы делать продолжение таких великих альбомом как Keeper of the Seven Keys, музыкантам именно тогда нужно было пригласить Кая Хансена.
Удивляет тот факт, что в качестве открывашки стоит песня The King For A 1000 Years. Мало того, что она затянута, так обычно подобные композиции ставятся в конце альбома. А вот если песни слушать с конца (с 13 трэка и до начала), тогда структура альбома выглядит намного лучше. Тем более, что именно последние две темы на диске – Get It Up и My Life For One More Day, на мой взгляд являются одними из самых успешных на пластинке, плюс баллада Light The Universe с супругой Ричи Блэкмора певицей Candice Night в качестве приглашенной вокалистки. Одна из самых оригинальных, интересных и длинных композиций альбома Occasion Avenue, где в начале слышатся куски нескольких старых хитов Helloween. В целом альбом получился неоднозначным и разделил мнения поклонников коллектива.
Альбом Gambling With the Devil
После многочисленных и продолжительных гастрольных поездок, и придумывания в ходе них материала для нового альбома в 2007 году музыканты отправляются в уже известную студию и записывают 12 полноформатник – Gambling with the Devil, увидевший свет 24 октября 2007 года.
Видимо подпитавшись концертной энергетикой группа выдала по-настоящему яркий, энергичный, тяжелый, но в то же время не лишенный мелодизма альбом, что с учетом двух прошлых не вполне удачных релизов, стало настоящим подарком для фанатов. Начиная с открывашки Kill it, которая является самой агрессивной и быстрой за всю историю группы, весь последующий материал наполнен таким же драйвом и энергией. Весь альбом получился очень ровным и прямолинейным. Даже использование клавиш абсолютно не мешает – они лишь нагнетают общую атмосферу. Отдельное спасибо за работу барабанщика. В целом альбом очень мощный и интересный.
Альбом – компиляция Unarmed — Best of 25th Anniversary
В 2009 году группе Helloween исполнилось 25 лет. Возраст для музыкальной группы достойный. Много событий произошло за это время, были и взлеты, и падения, тем не менее коллектив жив, сочиняет и записывает хорошую и качественную музыку и имеет огромную армию поклонников со всего мира. Именно ради поклонников Helloween в честь своего 25-летия, решили выпустить альбом-компиляцию, характеризующую пройденный музыкантами творческий путь.
При этом они не просто выбрали свои лучшие композиции, а сделали на них оригинальные акустические и оркестровые аранжировки. В результате получился альбом с лёгким акустическим роком с разнообразными симфоническими элементами и хором. Отдельно стоит выделить 17-минутный эпик The Keeper´s Trilogy, включающий композиции Halloween, Keeper of The Seven Keys и King Of 1000 Years.
Альбом 7 Sinners
После такого необычного альбома и отмечания четверть векового юбилея, в том же 2009 году группа вновь отправляется в студию для записи своего тринадцатого полноформатника, получившего название 7 Sinners. Запись проходила с 2009 по 2010 год, а готовая работа вышла 31 октября 2010 года.
Данная работа внесла свежие и новые элементы в привычный для группы пауэр-метал, а по звуку напоминает альбом The Dark Ride. Главный хит альбома композиция Are You Metal?, которая прекрасно подходит для концертных выступлений. Еще стоит выделить жесткую и скоростную Long Live The King и прекрасную балладу The Smile Of The Sun.
После выпуска альбома группа отправилась в тур в компании Stratovarius и Pink Cream 69.
Альбом Straight Out of Hell
Очередной альбом группа выпустила зимой 2013 года. Работа получилась противоречивой. С одной стороны, все на своих местах, но нет какой-то искры. Альбом начинается с достаточно яркой и интересной композиции Nabataea, но следующие песни хоть и неплохие, но однообразные и неоригинальные, исключительно для преданных фанатов группы. Присутствует баллада Hold Me In Your Arms, хоть и красивая, но у группы есть и более сильные. Wanna Be God звучит оригинально и посвящена памяти Фредди Меркьюри. Самая «эпичная» композиция альбома Asshole, звучит по-настоящему оригинально и интересно, один припев с текстом чего стоят.
Лично мне, больше всего понравились песни, завершающие альбом. Make Fire Catch The Fly и Church Breaks Down – достаточно оригинальные, со сложной структурой, но в стиле группы.
Альбом My God-Given Right
В конце мая 2015 года Helloween выпускают свой пятнадцатый альбом опять на известнейшем метал-лэйбле Nuclear Blast. Первое, что бросается в глаза (в смысле в уши) при прослушивании альбома это его легкость. Второе, группа однозначно этой работой попыталась угодить абсолютно всем, вне зависимости от вкусовых предпочтений. Тут есть все и классический пауэр-метал (Creatures in Heaven), и более мрачные среднетемповые композиции, и проникновенная баллада (Like Everybody Else), и веселые песенки (Lost In America), и тежеляк (Claws), ну и эпик напоследок (You, Still Of War). Не хватает альбому только одного – чего-то нового, яркого и неожиданного.
Но нельзя оставлять без внимания и достоинства этого альбома. Группа показала, что она до сих пор в строю, композиторский дар Дэриса и компании не угас и они готовы делать новые хитовые композиции, например, Stay Crazy. Единственное, хотелось, чтобы музыка была ярче и жестче, а так и этот альбом не плох.
Альбом Helloween
В 2016 году стало известно, что к группе присоединяются ее старые участники: гитарист и вокалист Кай Хансен и вокалист Михаэль Киске для проведения тура Pumpkins United.
В октябре 2017 года был выпущен сингл Pumpkins United, записанный в расширенном составе. Киске и Хансен приняли участие в записи как вокалисты.
Концертный тур Pumpkins United продолжался целый год (до конца 2018 года) и стал одним из самых масштабных за всю историю группы.
18 июня 2021 года вышел шестнадцатый альбом коллектива, обзор на который можно прочитать здесь.