Вокалист и гитарист американской группы Trivium Мэтт Хифи выпустил дебютный альбом своего нового проекта Ibaraki. Пластинка получила название Rashomon и вышла 6 мая 2022 года на лейбле Nuclear Blast Records. Альбом планировался и позиционировался как блэк-метал проект. Собственно и сам Мэтт до своего появления в Trivium был участником блэкушной группы Mindscar, а любовь к блэк-металу сохранилась у него до сих пор. Музыкант часто выступает в майках с символикой группы Emperor. Поэтому идея создания данного проекта появилась еще в 2009 году, когда он взяв псевдоним и записав демку отослал ее руководству Candlelight Records с просьбой передать ее своему кумиру Исану из Emperor. Вскоре Исан откликнулся на данную работу многозначительным словосочетанием: “Хорошая работа!”
Еще в 2015 году Хифи рассказывал в интервью о своем новом проекте:
IBARAKI изначально задумывался как блэк-метал группа, о которой я никогда никому не собирался рассказывать. Я собирался написать музыку, и она должна была быть довольно верной стилю второй волны 90-х, блэк – метал вроде Darkthrone, раннего Dimmu Borgir и раннего Emperor. Но хотя проект уходит своими корнями в блэк-метал, он стал чем-то гораздо большим. Это не просто блэк – метал-это все, что я когда-либо хотел попробовать.
В общем Мэтт стал увлекаться сольными работами Исана со всякими саксофонами, чистыми вокалами, джазовыми элементами и прочим. Все это произвело на него довольно сильное впечатление и он стал писать музыку совершенно по-другому. Вот что говорит Хифи о самом проекте:
Моя любовь к блэк – металу в конечном итоге породила идею создания побочного музыкального проекта, основанного на тех же ранних ценностях норвежского блэк-метала, т.е. проект, окутанный анонимностью, о котором никто никогда не узнает. Но это близорукость небольшой группы фанатов, которую я изначально хотел попытаться понять, но однажды я подружился с новым наставником, который помог изменить это мировоззрение благодаря его музыкальному и художественному влиянию. Поэтому идея блэк-метал проекта, который я намеревался сделать, полностью приняла новую форму.
В общем как-то так. Получается, что изначально Хифи хотел сделать что-то типа тру-блэк-метала, образца начала 90-х, но старший товарищ в лице Исана его переубедил и в результате получилось не тру. Новая форма проекта, о которой сказал Хифи, не очень далеко ушла от стиля привычного Trivium, но с довольно большими кусками современного блэк-метала с кристально чистым и отшлифованным звуком, довольно мелодичным, но в тоже время достаточно мощным и интересным.
Перейдем к самой пластинке. В записи, кроме самого Мэтта Хифи, который стал главным автором музыкального материала и лирики, а также гитаристом и вокалистом, приняли участие коллеги Мэтта по группе Trivium, а именно: гитарист Кори Болье, бас-гитарист Паоло Грегоретто и барабанщик Алекс Бент. На альбоме есть и звездные гости: сам Исан из Emperor, который мало того что спродюсировал альбом, но также написал несколько композиций, сыграл на гитаре и спел, кроме того можно услышать и его супругу на бэк-вокале; Нергал из Behemoth спел в одной из композиций; Джерард Уэй из My Chemical Romance, также спел в одной песне. Сама пластинка достаточно длинная (около 60 минут) с композициями в районе 7 минут.
Что касается лирической составляющей, то как известно Мэтт не является скандинавом и не стал писать о язычестве и других типичных темах блэк-метала. По совету своего старшего товарища он остановился на японском наследии, используя мифологию и фольклор. Собственно сам Мэтт родился в Японии и имеет японские корни. Отсюда и название проекта Ibaraki – имя ужасающего японского демона, взятое из легенды. В общем, в плане лирики пластинка основана на Синтоизме, японских легендах и фольклоре.
Пластинка начинается с довольно необычного вступления Hakanaki Hitsuzen с использованием аккордеона, различных бубнов и хоров.
За этим следует первый полноценный трек Kagutsuchi. В композиции рассказывается о японском боге огня Кагуцути. При рождении это бога его мать была опалена его же пламенем и умерла. Его скорбящий отец, Идзанаги, обезглавил его и разрезал на восемь частей, которые стали восемью вулканами. Из крови Кагуцути, которая капала с меча, появилось множество божеств, в том числе морской бог и бог дождя. Рождение Кагуцути в японской мифологии завершает конец Эры сотворения Мира и знаменует собой начало смерти для всего живого. В музыкальном плане очень сложная и многослойная композиция. Начинается с комбинации мощных рифов с акустической гитарой в куплетах и очень мелодичным припевом с чистым вокалом. При этом надо сказать, что у Мэтта очень красивый чистый голос. В середине песни очень мрачная и меланхоличная атмосфера с почти тихим голосом Хифи, переходящим ближе к концу композиции в мощный рев.
В Ibaraki-Dōji присутствует гораздо больше симфонических элементов блэк-метала. По всей видимости сказалось влияние Исана, который был одним из первых прародителей симфонического блэк-метала, и его влияние чувствуется на всей этой пластинке. Сама композиция выглядит как большой современный пост-блэк-метал трек, но с более прогрессивным симфоническим звучанием.
В следующей композиции Jigoku Dayū Мэтт рассказывает историю из японского фольклора о Дзигоку Таю (что в переводе означает Адская куртизанка). Это история о дочери погибшего самурая, которая после его смерти попала в плен и была продана в публичный дом. Там она и взяла себе имя Дзигоку (Ад) и стала заворачивать свое тело в кимоно, украшенное скелетами, огнем и сценами из ада. Она была очень красивая, умная и писала стихи. Позже, став ученицей известного монаха Иккю, стала искать свой собственный путь к просветлению, но скоро умерла. Последнее ее стихотворение было такое:
Когда я умру,
Не сжигай и не хорони меня.
Брось меня в поле,
Чтобы я могла накормить голодающих собак.
В общем, как-то так. В музыкальном плане Мэтт ведет повествование под звуки акустических инструментов, которые сопровождают его безмятежное пение. Но вскоре интенсивность и тяжесть музыки увеличиваются и вторая часть композиции представляет уже экстрим-метал.
Следующим номером идет уже знакомая Tamashii No Houkai, которая выходила в качестве первого сингла. В это песне Исан из Emperor был соавтором лирики и сыграл гитарное соло. Вот что рассказал сам Хифи:
“Tamashii No Houkai” означает “разрушение души”, что и отражает смысл песни. Композиция написана в соавторстве с Исаном – легендой и музыкантом, который долгое время оказывал влияние на меня во многом, что я делаю в музыке. Написание этой песни стало поворотным моментом для проекта – в ней было обобщено все из прошлого, настоящего и будущего того, чем, по моему мнению, был, есть и может стать блэк-метал.
С этим трудно не согласиться, действительно данная композиция пожалуй на самом деле самая блэковая из всего альбома.
Еще одна почти блэк-дэтовая композиция Akumu, исполненная вместе с Нергалом из Behemoth, который кстати поет на польском. В целом, это более тяжелая песня, а голос Нергала лишь добавляет ей агрессивности.
Далее идет самая длинная композиция на пластинке Rōnin, с участием не с совсем ожидаемым гостем Джерардом Уэй из My Chemical Romance. Начинается этот эпик с чистого пения самого Мэтта, а вот дальше сюрприз – идет мощное продолжение с вокалом Джерарда Уэй в лучших традициях блэк-метала. Кроме всего прочего, здесь можно услышать хор состоящий из всего семейства Исана, включая детей и гитарное соло самого Исана. В общем достаточно интересная и многослойная композиция.
Предпоследним номером идет Susanoo No Mikoto с участием уже не раз упомянутого Исана. В данной композиции рассказывается о Японский боге моря и штормов Сусаноо, который спасает человечество от кровожадного чудовища, змея у которого восемь голов Ороти. Согласно легенде в теле убитого змея Сусаноо обнаружил меч Кусанаги, который является одним из символов власти японских императоров. В данной композиции Мэтт поет на японском и английском языках. Достаточно театральная, но в тоже время экстремальная песня со свежим взглядом на готик-блэк-метал.
На этом альбоме есть две песни, которые как бы выпадают из общего стиля повествования и крайне плохо сочетаются с пластинкой в целом: Komorebi и Kaizoku. Если первая Komorebi еще так себе, то в закрывашке Kaizoku опять можно услышать всякие аккордеоны, бубны и акустику в духе какого-то шансона.
В качестве вывода. Несмотря на то, что данный альбом был записан группой Trivium в полном составе, это ни в коем случае на Trivium не похоже. Конечно есть некоторые похожие моменты, но все-таки главным остается то, что это сольный проект Мэтта Хифи. В то же время пластинка изначально позиционировалась как блэк-метал альбом, но конечный результат с блэк-металом имеет мало чего общего. Есть некоторые моменты и приемы блэка, есть даже пару более или менее блэковых композиций, но если брать альбом в целом это можно назвать экстремальным прог-металом с элементами современного блэк-метала и фолка.
Мэтт довольно хорош в написании прогрессивного материала. Если убрать несколько не совсем понятных песен с этой пластинки, то альбом в целом достаточно интересен и оригинален с большим стилистическим диапазоном. Альбом будет интересен как поклонникам прог-метала, так и блэк-метала, они несомненно найдут здесь что-то интересное.