Участники самой известной метал-группы на планете Metallica, за свою 40-летнюю историю никогда не выпускали сольных работ. Джеймс Хэтфилд как-то сказал о том, что когда кто-то делает сайд-проект, это лишает силы Metallica. Все помнят об уходе Джейсона Ньюстеда из группы, одной из причин которого был как-раз таки проект Джейсона Echobrain. С тех пор прошло уже много лет, и вот один из старейших музыкантов коллектива Кирк Хэмметт наконец-то получил разрешение от группы, записал и выпустил свою первую сольную инструментальную работу – мини-альбом Portals.
В среде гитаристов, да и многих фанатов Metallica бытует мнение о не совсем высоких профессиональных качествах Кирка как гитариста. Многие отмечают его невысокую техничность и достаточно грязную игру. Тем интереснее представленная работа, т.к. здесь Кирк выступает не только в качестве музыканта, но и в качестве композитора.
Сама идея написания подобного рода музыки родилась несколько лет назад, когда Кирк принял участие в выставке It’s Alive, на которой были показаны редкие, старинные плакаты фильмов ужасов и научной фантастики, которые коллекционировал Кирк и на которую он привез коллекцию винтажных постеров хоррор фильмов, а также пару гитар. Для создания атмосферы он и записал немного фоновой музыки, из чего потом и сложился данный мини-альбом.
Пластинка вышла 23 апреля на собственном лэйбле Metallica Blackened Recordings. Продюсером альбома стал сам Kirk Hammett при помощи известного продюсера Боба Рока, это тот который продюсировал Черный альбом 1991 года. На альбоме представлено 4 инструментальных трэка, достаточно длинных по времени. В записи материала принимало участие огромное количество музыкантов, в том числе дирижер Edwin Outwater, с которым Кирк сотрудничал на концерте Metallica “S&M2”, а также музыканты филармонии Лос-Анджелеса. Кстати, на одной из композиций на бас-гитаре сыграл еще один продюсер Metallica Грег Фидельман.
Сам Кирк так описывает данную работу:
Эта музыка была создана с использованием того, что я называю аудио-кинематографическим подходом. Это саундтреки к фильмам в твоем сознании.
Мини-альбом был записан по всему миру, от Лос-Анджелеса до Парижа. “Portals” – это результат жизненных путешествий Кирка, под сильным влиянием классической музыки, саундтреков, фильмов ужасов и немного Эннио Морриконе.
Первый трэк Maiden and the Monster написан Кирком вместе с супругой Lani Hammett. Композиция была записана еще в 2017 году как нечто вроде музыкального романа ужасов. В одном из интервью Хэммет рассказал о данном треке:
Он играет как саундтрек. Это некое путешествие, которое очень типично для большинства фильмов о монстрах или ужасах, где речь идет о страшном существе, который видит девушку и решает похитить и овладеть ею, девушка нуждается в помощи, пытается убежать от монстра, а затем приходит герой.
Сама композиция переходит через разные музыкальные разделы, которые переплетаясь рассказывают свои собственные истории и предлагает хороший разброс различных музыкальных настроений. Гитарное соло среднего темпа погруженное в оркестровые инструменты, которые создают зловещее настроение и атмосферу.
Вторым номером идет The Jinn, также написанный с Lani Hammett и записанный в 2019 году. Это самая тяжелая и металлическая композиция на альбоме, но в тоже время, если можно так сказать, самая неуклюжая. Она наполнена огромным количеством музыкальных идей и больше похожа на компиляцию риффов, чем на концептуальное целостное произведение, хотя может так и было задумано.
Третья композиция High Plains Drifter, самая короткая на пластинке написана Кирком в соавторстве с дирижером Edwin Outwater с которым Кирк сотрудничал на концерте Metallica “S&M2”. Также в записи композиции принимал участие барабанщик Queens of The Stone Age Джон Теодор. Вот что говорит Кирк о появлении данного произведения:
Эта пьеса изначально была написана на гитаре фламенко. Я сыграл ее для пары парней из группы, и они не проявили особого интереса, так что я просто сказал: “Хорошо, я просто превращу это во что-то другое”. Затем я сыграл ее для Эдвина, и ему она понравилась, так что вот как она стала High Plains Drifter.
Сама пьеса основана на красивой гитарной мелодии и имеет прекрасно реализованные оркестровые аранжировки. Но со временем композиция набирает обороты и завершается все это эпическим соло.
Что касается названия High Plains Drifter, то оно отсылает к классическому вестерну Клинта Иствуда 1973 года с тем же названием “Наездник с высоких равнин”:
Песня не должна была быть специально музыкой для этого фильма, но как только она была написана, я сразу подумал, что она передает то же чувство, что и фильм, поэтому пьеса была названа соответственно.
Данную композицию Кирк представил общественности раньше всех. Несмотря на свою скромную продолжительность, она является кульминацией всей работы и по-моему мнению лучшей на пластинке с прекрасной аранжировкой и великолепным парящим гитарным соло.
И последний трэк The Incantation, написанный также в соавторстве с Edwin Outwater и самый длинный на пластинке. Начинается с мрачного призыва, но вскоре появляется гитарный риф, чем-то напоминающий Black Sabbath. Довольно эпичная и мрачная композиция с хорошей оркестровой поддержкой, но несколько растянутая.
В качестве вывода. Представленный EP совсем не похож на музыку Metallica. Можно много рассуждать о Кирке Хэмметте как о музыканте и о его технике, но как я понял на этом мини-альбоме Кирк не планировал показывать свою крутость и техничность, а лишь написал кинематографичную музыку к фильмам ужасов. Работа композитора фильма состоит в том, чтобы усилить то, что на экране, вызывая эмоции и поддерживая напряжение. Так как экрана нет, картинка должна появиться в сознании слушателя. Каким-то откровением это не стало, но звучит очень даже неплохо и местами даже прикольно. Кстати недавно, в одном из интервью Хэмметт сказал, что он намерен снова работать с Outwater над новой музыкой в будущем. Так что ждем продолжения.