Классики английского симфонического-вампирического-готик-блэк-метала в этом году отмечают свое тридцатилетие – достаточно внушительный возраст для музыкального коллектива. И так совпало, что именно в этом году группа выпускает свой тринадцатый полноформатный альбом, который получил название Existence Is Futile и вышел 22 октября 2021 года на лейбле Nuclear Blast.
За свою историю Cradle of Filth сильно эволюционировали в музыкальном плане. У группы всегда были недоброжелатели, так как коллектив сильно отошел от привычного звучания блэк-метала в сторону готики и тотального симфонизма, к тому же на этом пути Cradle of Filth весьма преуспели и добились высокого уровня популярности, что тоже навлекло на них много гнева от тру-металлистов.
Но при этом нельзя отрицать и того факта, что группа является высокопрофессиональной и делает качественную и интересную музыку, привлекая к тяжелому направлению много новых поклонников и внося ощутимый вклад в развитие экстремального метала. Я не являюсь особо сильным поклонником данного коллектива и экспертом в области их творчества, но в то же время знаком с их дискографией и всегда относился к их музыке с уважением, так как группа весьма оригинальна и интересна. Не все альбомы Cradle of Filth получились удачными, но последние две работы – Hammer of the Witches и Cryptoriana – The Seductiveness of Decay очень качественные и интересные. Связано это прежде всего с тем, что группа переродилась, в ней наконец-то стабилизировался состав музыкантов, которые привнесли много новых и интересных идей и решений, к тому же технический уровень текущего состава коллектива на высоте. По этим причинам ожидание и интерес к новому альбому были очень высоки, да и времени с прошлого релиза прошло много – 4 года. Кроме того, произошло еще одно изменение в составе – в 2020 году группу покинула клавишница Линдси Скулкрафт, которая находилась в группе семь лет. Ее место заняла Анабель Иратни, которая ранее работала вместе с Дэни в проекте Devilment и в соей собственной группе Veile.
Перед выходом самого альбома вышло два сингла – Crawling King Chaos и Necromantic Fantasies, на которые режиссером Висенте Кордеро были сняты весьма удачные и мрачные видеоклипы. По этим композициям уже можно было сделать вывод, что альбом будет весьма интересным и разнообразным.
Сам альбом был записан еще в 2020 году, в разгар пандемии, в английской студии Grindstone Studios с продюсером Scott Atkins, который известен по работе с Benediction и Vader. Это обстоятельство должно было придать экстремальности самим Cradle Of Filth. Обложку, как и две предыдущие работы коллектива, создал латвийских художник Артур Берзиньш.
Отдельного упоминания заслуживает лирическая составляющая альбома. Если раньше лирика Cradle of Filth была в основном посвящена образам из готической литературы, поэзии, ужасам, мистики и вампирам, то в данной работе Дэни опустился на грешную землю и погрузился в философию существования человека – экзистенциализм, грядущий армагеддон, перенаселение планеты, экологические проблемы, невосполнимость природных ресурсов и тому подобные темы, т.е. в плане лирики пластинка получилась очень злободневной. Исследуя окружающий нас мир в рамках современного экзистенциализма, Дэни даже касается социально-политических проблем, чего в творчестве группы я не припомню.
Перейдем к содержанию самой пластинки. Основная часть альбома включает в себя 12 композиций, которые поделены на три части, каждая из которых открывается коротким инструменталом. В качестве завершения прилагаются два бонус-трека, которые, по всей видимости по мнению авторов выпадают из общей концепции альбома. Сразу хочу обратить внимание, альбом необходимо послушать несколько раз. При первом прослушивании кажется что это музыкальный винегрет, хотя и очень интересный и вкусный, но запутанный. При втором прослушивании по отдельности каждой композиции, особенно вчитываясь при этом в лирику, все наполняется новыми красками и становится более понятным.
Итак, после короткого трека The Fate Of The World On Our Shoulders (Судьба Мира На Наших Плечах), альбом открывается композицией Existential Terror (Экзистенциальный ужас или террор). Открывашка является одной из самых мощных тем на альбоме, сочетая все знакомые фишки группы и однозначно понравится старым фанатам. Достаточно экстремальная первая часть трека с частыми сменами ритма переходящая в более сдержанную среднюю часть, чтобы в завершении стать еще более энергичной. На протяжении всей композиции получается сохранить удачное сочетание женского бэк-вокала, хоров и клавиш, которые подчеркивают и без того мрачную атмосферу. Голос Дэни звучит очень угрожающе, ведь речь идет о грядущем апокалипсисе, а встречающийся хор произносит Pulvis et umbra sumus (Мы прах и тень).
Следующей идет уже знакомая композиция, на которую был снят видео клип – Necromantic Fantasies. Клип получился очень душевный и романтичный. Вообще данная песня самая запоминающаяся на пластинке и имеет элементы пауэр-метала с гитарным соло. Все получилось как всегда красиво, мелодично и с готической атмосферой. Это произведение можно даже по радио крутить. Главную мелодию композиции напевает Анабель Иратни. В лирике главной темой проходит мысль о том, что нужно делать то, что ты хочешь, и что ты ни перед кем не в ответе. Мы все знаем, что скоро умрем, поэтому необходимо наслаждаться жизнью, пока она у нас есть.
Crawling King Chaos – еще один сингл, вышедший за несколько месяцев до альбома. Самая экстремальная, агрессивная и в то же время красивая композиция на альбоме с запоминающимся припевом, в котором Дэни с Анабель призывают Апофиса. Интересно какого именно: астероид, который в 2029 и в 2036 году может встретиться с нашей планетой или древнеегипетского змея-разрушителя. В любом случае речь идет о тотальном уничтожении человечества.
Далее идет еще один короткий инструментальный трэк Here Comes A Candle… (Infernal Lullaby), который дает время поразмыслить над услышанным и открывает тройку новых масштабных композиций.
Black Smoke Curling From The Lips Of War. Эта песня напомнила о днях бурной молодости времен альбома Cruelty And The Beast. Довольно хаотичный трэк, с временами замедляющимся темпом, что дает возможность раскрыться голосу Анабэль и подчеркнуть звучание клавиш. Кстати, припев в этой композиции так же женский, да и сам Дэни продолжает демонстрировать свой разнообразный вокальный стиль в виде рычания и свистковых вампирских повествований. Присутствует и гитарное соло, которое, хотя и не является технически выдающимся, обладает поразительной привлекательностью.
Следующая песня является самой необычной и оригинальной на всем альбоме, при этом не теряя свой привлекательности – Discourse Between A Man And His Soul. Композиция с философским названием (Разговор человека со своей душой) повествует о размышлениях и воспоминаниях распутного человека, погрязшего в плотских грехах и пороке. Этой композицией группа предстала со своей романтической стороны. Песня содержит философскую лирику на базе романтических мелодий. Фортепиано и акустическая гитара воплощают это чувство, создавая действительно довольно трагичную и мрачную атмосферу. В результате получилась трогательная баллада с мелодичными гитарами, более глубоким вокальным тоном и поэтическим посланием на протяжении всего трека. Медленная, но все еще тяжелая, она невероятно мощная, с искусно построенной и приятной для слуха мелодической линией.
The Dying Of The Embers начинается со спокойного вступления под заклинания Анабэль и напоминает классические альбомы, такие как Cruelty And The Beast. Сама композиция пропитана авангардным блэк-металом с навязчивым акустическим рифом, местами с элементами дума. Окончание композиции навеяно сильным влиянием пауэр-метала.
Отдышавшись на еще одной инструменталке Ashen Mortality, альбом не снижая оборотов вступает в свою заключительную часть с песней How Many Tears To Nurture A Rose?, которая является самой короткой из полноценных произведений на этом альбоме и самой зажигательной. Песня имеет отличную динамику с хорошо продуманной структурой и даже что-то вроде полноценного и запоминающегося припева, а также интересный симбиоз между вокалом Дэни и партией гитары. У группы явно есть много новых идей. Гитары в этой композиции просто великолепны и подчеркивают барабанный галоп, и все это разбавлено оркестровыми вставками.
Прекрасное по красоте и атмосфере вступление открывает Suffer Our Dominion, на котором можно услышать голос знакомого актера из фильма “Восставший из ада” Дугласа Брэдли – именно он играл роль Пинхеда и уже неоднократно сотрудничал с группой начиная с альбома Midian (2000 год). Композиция получилась просто превосходной, в ней органично переплетены агрессивность и атмосфера, в результате чего получился один из лучших трэков на альбоме. В музыкальном плане группа предлагает стилистический коктейль, который сочетает в себе целый ряд мелодий на основе симфонического блэк-метала. В плане лирики песня посвящена экологическим проблемам, перенаселению планеты и о том, что в конечном итоге природа отомстит и случится тотальное уничтожение человечества.
Закрывает альбом перед двумя бонус-треками песня Us, Dark, Invincible которая содержит самый простой припев и должна стать концертным фаворитом, т.к. объединяет темных и непобедимых под могучим знаменем метала. Оптимистично настроенные даже в темноте, мы остаемся с чувством надежды, гордости и восторга. Пока мир горит вокруг нас, мы можем согреться в его огне.
Ну а далее идут два бонус-трэка, которые по всей видимости, по мнению авторов, выпали из общей концепции повествования. В первом Sisters Of The Mist, вновь встречаем Дуга Брэдли который завершает трилогию Her Ghost in the Fog, которая началась еще на альбоме Midian. Второй дополнительный трэк – Unleash The Hellion. Не совсем понятно, почему он является бонус-трэком. Композиция могла бы прекрасно вписаться в альбом. Достаточно сильная вещь и звучит в духе современных Cradle of Filth. Агрессивная музыка, имеющая множество переходов, симфонические вставки и с прекрасной барабанной техникой.
Подводя общий итог, Cradle of Filth сделали очень хороший и разнообразный альбом, ориентированный на классическое звучание ранних работ, в особенности альбома Midian. Музыкальная формула коллектива не сильно изменилась за все эти годы, кроме того что элементы блэк-метала стали занимать меньше места. С первого прослушивания альбом кажется сложным для восприятия, в нем множество изменений, которые происходят в каждой композиции, но именно это и делает его очень интересным и поддерживает динамику альбома.
Анабэль прекрасно вписалась в группу и идеально подходит для роли клавишницы и вокалистки. Гитаристы Ричард Шоу и Марек “Ашок” Смерда в группе уже семь лет, и их взаимосвязь великолепна, к тому же гитары на этом альбоме играют одну из ключевых ролей, что не может не радовать. Как всегда великолепна работа барабанщика Мартина Шкарупки. Вокал Дэни за много лет безжалостного использования своих связок уже явно не тот, что в молодости, но по-прежнему на чрезвычайно высоком уровне. Радует, что Cradle Of Filth продолжают использовать новые звуки и находки сохраняя при этом свой основной стиль.
Состав:
- Dani Filth – Vocals
- Richard Shaw – Guitar
- Ashok – Guitar
- Daniel Firth – Bass
- Martin “Marthus” Skaroupka – Drums
- Anabelle – Keyboards & backing vocals