Вы наверняка замечали, как металхэды искажают свои лица во время особенно убойного риффа. Конечно, вы делали это больше раз, чем можете вспомнить. Это выражение лица, которое называют “stank face” – привычный вид среди фанатов и музыкантов металлического сообщества, почти такой же распространенный, как воздушная гитара. И теперь у нас есть научные данные, позволяющие понять, почему мы так делаем.
Исказить лицо слушателя в гримасе отвращения – высший комплимент, который может получить метал музыкант. Когда Тейлор Свифт завершала американский этап своего тура, ей аплодировали стоя в течение восьми минут. Однако у металхэдов совсем другой способ выразить свою признательность. Сделать искаженное “stank face” лицо при прослушивании риффа – это одна из высших форм похвалы.
Вам знакомо это выражение: лицо перекошено, как будто вы только что съели самую кислую в мире конфету. Это явление, похоже, присуще исключительно жанру металла и его самым мерзким риффам. Но почему мы так реагируем и каковы секреты создания такой реакции?
Ученый Милтон Мермикидес недавно объяснил этот «феномен», связав его как со всплеском дофамина от мощного риффа, так и с диссонансным звучанием искаженной гитары.
Мермикидес описал эту реакцию как «возможно, просто современный термин для давно задокументированного музыкального опыта, который находится где-то между глубоким внутренним удовольствием и своего рода физическим участием, раздражением или даже отвращением – экстатической „приятной болью“». Эта сложная реакция связана с уникальной способностью музыки вызывать у слушателей целый ряд физических и эмоциональных реакций. По словам Мермикидеса, «они включают в себя нашу реакцию на диссонанс, такой как грубость звука – скрипучий аккорд, угловатая мелодия или синкопированный ритм».
Далее он уточнил, что, когда эти элементы сочетаются с выбросом дофамина, вызванным удовлетворением музыкальных ожиданий, это может привести к «кросс-модальным» реакциям. «Как будто музыка настолько богата, вкусна и приятна, что проникает в другие наши органы чувств. Мы не только слышим ее, но и чувствуем ее вкус и запах – отсюда характерные реакции лица и тела».
А вот мнение музыкантов из прог-метал группы Periphery: «Иногда достаточно нескольких секунд прослушивания риффа, чтобы появилось лицо; не нужно говорить никаких слов. Это как рефлекс. Это одна из тех вещей, на которые вы реагируете, а потом задумываетесь. Важно также, что это способ выразить признательность – первобытная, бессознательная реакция и честь, которой удостаиваются только лучшие риффы.
Я помню, как Плини и Тосин Абаси пришли послушать демо-запись Wildfire. Именно тогда зазвучал второй рифф; я помню, как смотрел на их лица, чтобы понять, что они действительно чувствуют по поводу этой музыки. Когда ты получаешь такую реакцию от человека, которого уважаешь, как бы глупо это ни звучало, это имеет большой вес».