Metallica безусловно великая группа. Именно этот коллектив стоял у истоков зарождения стиля трэш-метал, во многом определив его развитие и успех. Самая узнаваемая и известная группа в тяжелой музыке имя которой знают не только поклонники данного стиля. Выпустив четыре своих классические работы, ставшие классикой тяжелой музыки, группа решила раздвинуть творческие рамки и стать еще более популярной и узнаваемой в широких кругах.
Именно с пятого безымянного полноформатного альбома Metallica начались широкие обсуждения продажности музыкантов, что разделило поклонников коллектива на два лагеря. Наиболее ортодоксальные фанаты не приняли данный альбом, другие же назвали его шедевром на все времена. Аргументы есть и у той, и у другой стороны. Давайте разбираться, тем более 12 августа 2021 года исполняется ровно 30 лет со дня выхода этой работы. Не вижу смысла разбирать альбом по его композициям, потому как все поклонники тяжелой и не очень музыки альбом неоднократно слышали. Выскажу свое мнение: если ранние альбомы коллектива хочется слушать полностью, не переставляя дорожки и все композиции известны и любимы, то при прослушивании Черного Альбома слушаются в основном: Enter Sandman, Sad But True, The Unforgiven, Through The Never, Nothing Else Matters и My Friend Of Misery.
Итак, пятый полноформатный альбом американских трэш-металистов увидел свет 12 августа 1991 года. Пластинка вышла на лейбле Elektra Records, а в качестве продюсера выступил Боб Рок, ранее работавший с Mötley Crüe, Bon Jovi и The Cult. Запись продолжалась почти 9 месяцев с 6 октября 1990 г. по 16 июня 1991 г. на студии One on One Recording в Лос-Анджелесе. По словам музыкального критика Иэна Кристи, запись альбома стоила музыкантам миллиона долларов и разрушила три брака.
На дворе стоял 1990 год, и дальновидный барабанщик Ларс Ульрих уловил и понял, что в тяжелой музыке грядут кардинальные изменения, и чтобы находиться в тренде, надо перестроить подход к творчеству, значительно упростив его по сравнению с альбомами Master of Puppets и …And Justice for All. В результате музыканты и менеджмент коллектива пришли к выводу, что группе необходим новый, более радикально мыслящий продюсер и отказались от услуг Флемминга Расмуссена, который продюсировал три предыдущих работы. Выбор остановили на Бобе Роке, который ранее сам был музыкантом и был не против музыкальных экспериментов. Таким образом, музыканты изначально самостоятельно решили отказаться от привычного стиля написания материала, от сложных и длинных композиций, в пользу упрощения самих песен путем удаления из них всех сложных и прогрессивным элементов, при этом максимально сохранив свой стиль. Опыт и идеи нового продюсера оказались в этом отношении весьма кстати. Главный принцип был написать короткие и менее сложные для восприятия песни, чтобы привлечь больше потенциальных слушателей и вывести группу в топ.
Но сам процесс записи нового материала шел достаточно болезненно как для Боба Рока, так и для самих музыкантов. Продюсер призвал группу отказаться от своих привычек, что поначалу было воспринято очень негативно. Но в процессе работы над альбомом, музыканты стали убеждаться в том, что многое из того, что советует Боб благотворно сказывается на конечном результате. Так, например, Боб настоял на том, чтобы музыканты записывали песни совместно, а не по отдельности, что придаст композициям больше мощи и энергии концертного выступления. Именно Рок раскрыл вокальный потенциал Хэтфилда на этом альбоме. По требованию Боба в процессе работы музыканты записывали до 60 дублей, чтобы получить требуемый звук. Таким образом, процесс записи данной пластинки стал самым тяжелым в истории группы.
В конце концов все усилия были не напрасны, Metallica записала очень качественный альбом. Новая концепция группы – мощно, лаконично и мелодично сыграла на сто процентов. Альбом стал настоящим прорывом для музыкантов, став для них творческой вершиной. Выпускающий лейбл был в восторге, чувствуя, какими тиражами разойдется данная работа. Пластинка показала, что тяжелая музыка может приносить большие деньги и быть востребована среди большого количества слушателей. После выхода альбома весь мир влюбился в Metallica, которая представила яркие, хитовые и запоминающиеся композиции. Альбом дебютировал на верхней строчке чарта Billboard 200. А всего было продано более 20 миллионов копий альбома.
После выхода развернулось обсуждение альбома среди фанатов и музыкальных критиков. Сразу же начались обвинения в продажности. Диском либо восхищались, либо ругали последними словами. Одно не вызывает сомнения – альбом стал поворотным моментом в истории коллектива. Стилистически во-многом отойдя от привычного трэш-метала в сторону традиционного хэви, он сохранил в себе узнаваемость группы, при этом расширил армию поклонников. Более ортодоксальные поклонники не приняли альбом, сочтя его коммерческим проектов и во многом обвиняя именно Боба Рока за изменения саунда группы и ее материала, и они отчасти были правы, т.к. музыканты сознательно на это пошли.
Но все же для многих поклонников изменение саунда и общей концепции диска были незначительными, чтобы обвинять свою любимую группу в продажности, и восприняли это изменение как часть естественной музыкальной эволюции. Знали бы они к чему эта эволюция приведет! На следующих двух альбомах Metallica ещё более кардинально сменила звучание, а также имидж — музыканты облачились в новые костюмы и коротко подстриглись.
В заключении хочется отметить, хоть представленный альбом и является во многом противоречивым, нельзя не отдать должное как музыкантам, так и продюсеру за колоссальный труд и терпении в его создании. Безусловно, работа подарила миру много хитов на все времена, ставших настоящей классикой и привлекла к тяжелой музыке огромное количество новых слушателей. А главное альбом остается актуальным и сегодня, и будет таковым и в будущем.