В переводе термин persona non grata означает нежелательную персону, лицо, человека, чье присутствие запрещено.
Кроме того, это название нового альбома американских трэш-металлистов группы Exodus, который вышел 19 ноября 2021 года на лейбле Nuclear Blast Records. Пластинка была записана в домашней студии барабанщика Тома Хантинга в Лейк-Альманоре, штат Калифорния. Сведением материала занимался Энди Снип в студии Backstage вместе со звукоинженером Стивом Лагуди.
Это первый альбом коллектива с 2014 года, когда вышел их десятый полноформатник Blood In, Blood Out и второй с вернувшимся вокалистом Стивом “Зэтро” Суза.
Exodus по праву считаются одними из основателей трэш-метала и имеют уже сорокалетнюю историю. Группа выпустила один из самых важных альбомов в истории трэш-метала Bonded By Blood в 1985 году. Образовался коллектив благодаря гитаристу Кирку Хэмметту (ныне Metallica) и единственному постоянному участнику группы барабанщику Тому Хантингу. Несмотря на отличную музыку и наличие в составе прекрасных музыкантов, Exodus все время не везло, и они не получили той популярности, что их коллеги по цеху в лице Metallica, Slayer или Megadeth. Группа всегда была в тени у этих коллективов. Может быть этим и объясняется тот факт, что Exodus не входят в большую четверку трэш-метала. Хотя на мой взгляд они достойны там быть в отличии от тех же Anthrax. В этом отношении символично название их нового (одиннадцатого) альбома – они на самом деле, как будто нежелательная персона и в отличии от признанной Большой четверки Трэша, Exodus намного ближе к андеграунду, и это заметно.
Работа над новым альбомом, как говорят музыканты началась еще в 2016 году, но шла крайне медленно из-за плотного концертного графика группы Slayer и обязательств перед ней гитариста и главного композитора Exodus Гэри Холта. Таким образом сама запись альбома Persona Non Grata началась только осенью 2020 года, а завершилась в январе 2021 года. Пластинку планировали выпустить летом, но перенесли на ноябрь из-за того, что у барабанщика Тома Хантинга был диагностирован рак желудка.
В лирическом плане пластинка затрагивает темы разложения и деградации современного общества.
На обложке альбома поселилось трехликое крылатое существо, которое сидит на окровавленной куче больных и гниющих людей, когда они кричат от боли и отчаянно тянут руки к зверю. Полиция безжалостно и бессмысленно бьет по этой куче умирающих, и мир красен от свежей, сочащейся крови. По всей видимости это и есть главная тема альбома. Кровь, страдания, отвращение, демоны и полицейский спецназ, а наверху темные тучи. Все это прекрасно передает чувство отвращения и боли. Обложку рисовал художник Пэр Олофссон.
Перед выходом альбома было выпущено несколько синглов: The Beatings Will Continue (Until Morale Improves), Clickbait и The Years Of Death And Dying. Причем выбор первых двух был весьма ожидаем. Самые характерные песни Exodus с альбома – типичный трэш-метал, который все слышали сотни раз. Именно тот самый настоящий трэш-метал, которого и ожидали от Exodus. Группа нисколько не разочаровала: быстрый темп, агрессивные риффы и отличный визгливый вокал Стива “Зетро” Сузы. Песне The Beatings Will Continue суждено стать любимой у фанатов. Это одна из самых коротких песен, которые они когда-либо писали, очень энергичная и жестокая, в которой осуждается использования полиции для подавления протестов. Второй сингл Clickbait, про новостные агентства, которые продвигают ложные или вводящие в заблуждение заголовки новостей для получения большого трафика, представляет прямолинейный и энергичный трэш-спид-метал с запоминающимся припевом. Однако было бы ошибкой думать, что весь альбом будет содержать только такие песни. Получилась довольно разнообразная запись, и в ней есть много вещей, которые удивят слушателей, причем группа не выходит далеко за рамки стиля.
На альбоме вполне органично сосуществуют композиции со сложными структурами и большим хронометражем (заглавная открывашка Persona Non Grata и Lunatic-Liar-Lord) и простые трех-четырехминутные песни, есть даже симпатичный акустический инструментал, что обеспечивает желанное разнообразие. Все темы альбома тщательно подобраны, хорошо расположены и имеют некоторое вокальное разнообразие.
Кстати о вокалистах. Выскажу свое мнение. Стив “Зетро” Суза безусловно хороший и мощный вокалист, но, по моему мнению, для группы Exodus больше подходит голос Роба Дьюкса. Зетро кстати, звучит лучше, чем когда-либо. В ходе прослушивания альбома к голосу Стива привыкаешь, но кричит и хрипит он местами как нечто среднее между бабкой в автобусе, которой на ногу наступили и истеричным ребенком. В нескольких композициях кроме сварливого голоса Зетро можно услышать даже что-то типа гроулинга, правда не понятно кто рычит он сам или его сыновья Ник и Коди, которые приглашены в качестве бэк-вокалистов. Напомню, что братья вместе с отцом основали неплохую трэш-метал группу Hatriot.
В плане качества звука альбом записан идеально, в том плане, что отчетливо слышны все инструменты и все музыкальные нюансы. На мой взгляд пластинке не хватает первородной жесткости и плотности, но как говориться на любителя. Местами ловишь себя на мысли, что саунд похож на Cradle Of Filth, что вместе с характерным голосом Стива только усиливает это сравнение.
Между тем, Exodus никогда не следовал за такими группами, как Megadeth и Metallica в плане облегчения звучания и удаления трэшевых элементов для массовой привлекательности (Force of Habit не в счет). Альбом прекрасно сбалансирован и дает каждому музыканту группы проявить себя. Все участники коллектива демонстрируют свой музыкальный талант, чтобы доказать, что Exodus это больше, чем просто Гэри Холт.
Открывающий заглавный трек имеет быстрые барабаны, сокрушительные рифы и прекрасный бас, который выделяется во всех нужных местах. Все это рождает агрессивный и качественный трэш-метал, где все музыканты блистают: техничные соло Алтуса и Холта, великолепный бас Джека Гибсона и потрясающая игра Тома Хантинга на барабанах. Барабанные партии действительно интересны на протяжении всего альбома. Вторая песня альбома R. E. M. F со временем обязательно станет классикой трэш-метала. Прекрасный темп и безумное соло Холта.
Довольно необычная композиция The Years of Death and Dying – этакая смесь трэша с хэви-металлом в духе UDO с мелодичным и запоминающимся припевом и сочными гитарными соло-партиями. На концертах должна звучать отлично.
Весьма интересна тема Prescribing Horror – довольно медленный и мелодичный трек начинается очень драматично и зловеще, с использования чистой гитары и церковных колоколов. В конце песни слышен звук детского плача, так что, если Вы беременны и ждете ребенка, пропустите пятый трек.
Отдельного внимания заслуживает композиция Lunatic-Liar-Lord – самая длинная песня на пластинке, она длится почти восемь минут, и в ней есть что – то по-настоящему эпическое и мощное, что не часто можно услышать у Exodus. Именно такие треки делают пластинку гораздо интереснее, чем просто “еще один трэш-альбом”. Спасибо Гэри Холту, который действительно демонстрирует свою универсальность и развитие в композиторском плане. Бывший гитарист группы Рик Ханолт в качестве гостя присоединяется к Холту и Алтусу в этой композиции.
Вообще концовка альбома порадовала. The Fires Of Division и Antiseed, в которых Холт действительно позволил своему творчеству разгуляться по полной и сделал еще два трэш-метал гимна, идеально подходящие для того, чтобы попасть в концертный сет-лист.
Подводя некий итог, можно сказать, Exodus показали, что трэш еще жив, позиционируя не только альбом как один из лучших металлических релизов года, но и Exodus как одну из истинных движущих сил современного трэш-метала.
Как уже отмечалась барабанщик Том Хантинг боролся с раком, от которого он все еще восстанавливается, но на альбоме он звучит просто потрясающе и достоин всякого уважения. Ли Алтус и Гэри Холт отлично сочетаются друг с другом и представили отличную гитарную работу.
Энди Снип проделал огромную работу над миксом, и все звучит очень современно и качественно. Таким образом новая пластинка Exodus рекомендуется к прослушиванию не только фанатам трэша, но и всем поклонникам тяжелой музыки.
Состав:
- Steve Souza – Vocals
- Gary Holt – Guitars
- Lee Altus – Guitars
- Jack Gibson – Bass
- Tom Hunting – Drums