В 2022 году исполняется 40 лет одному из самых легендарных и важных альбомов в истории экстремальной музыки. Речь конечно же идет о втором полноформатном альбоме английской группы Venom, который получил название “Black Metal”. Пластинка вышла в ноябре 1982 года на лейбле Neat Records. Сам материал был записан в 1982 году в Impulse Studios в английском Ньюкасле и на запись, по словам музыкантов ушло всего 6 дней. Спродюсировал альбом Кейт Николь и сами музыканты Venom. Всем известную и часто встречающуюся на футболках обложку нарисовал Конрад Лант – бас-гитарист и вокалист группы.
Представленный альбом безусловно является лучшим в дискографии группы, но важность его заключается в другом. Именно благодаря этой работе, тяжелая музыка вышла на новый, более экстремальный уровень. Пластинка без сомнения оказала влияние на зарождающиеся стили экстремального метала такие как трэш и дэт-метал, а также дала название целому стилю тяжелой музыки – блэк-металу. Что касается убеждения многих поклонников черного метала, что данный альбом является первым блэк-метал альбомом, то оно в корне неверное. Технически Venom никогда блэк-метал не исполняли, они дали будущему стилю идеологическую составляющую и имидж, музыкально же он оформился позднее благодаря альбому группы Bathory “Under the Sign of the Black Mark” 1987 года и усилиям Mayhem, на которых безусловно повлияла и музыка Venom. Именно эти группы взяли расплывчатый универсальный термин и превратили его в настоящий жанр тяжелой музыки, наполнив его фирменным звуком и идеологическими принципами.
Почему же данная работа настолько важна и оказала такое мощное влияние на историю музыки? Давайте разбираться. Для начала немного истории. Не менее культовый сегодня первый (дебютный) альбом молодого трио вышел в 1981 году. Изначально планировалось выпустить демо, на запись которого ушло всего три дня, но руководство выпускающего лейбла увидев как хорошо идут дела с продажами первого сингла “In League with Satan / Live Like an Angel, Die Like a Devil” поняли, что людям действительно нравится эта музыка, и они решили партию демо-записей, записанных в течение трех дней, собрать вместе и выпустить в качестве дебютного альбома Welcome to Hell. Результатом стала пластинка с очень плохим качеством звука, но с огромным количеством энергии. Так как Venom в то время не играл никто. Взяв за основу новую волну британского хэви-метала, концертную атмосферу Kiss, наполнив новым более радикальным смыслом мрачную лирику Black Sabbath, смешав это с энергией и звуком Motorhead и имиджем Judas Priest, Venom создали свой, ни на что не похожий в то время уникальный стиль, добавив энергетики даже от панк-рока и в результате получили прото-экстрим метал. Музыкально это похоже на Моторхэдовский рок-н-рол, но на более экстремальном уровне. А вокал Кроноса при этом, заложил основы для вокалистов трэш-метала. В итоге альбом получился достаточно инновационным для своего времени. Мнения музыкальных критиков разделилось на две противоположные стороны. Одни посчитали молодых англичан абсолютно анти музыкальным проектом с сатанинскими текстами, другие же наоборот восхищались смелостью и новыми идеями. В любом случае об альбоме заговорили и продавался он гораздо лучше, чем любая другая группа на Neat Records.
Тем временем у Venom было достаточно много написанного материала и еще больше энергии для записи второго полноформатника. Кроме того, бас-гитарист и вокалист Кронос, ставший лидером коллектива, по совместительству работал в студии Impulse и уговорил лейбл дать им больше времени для работы в студии, чтобы на этот раз более взвешено подойти к записи. И руководство лейбла на этот раз дало музыкантам аж 6 дней на запись материала и один день на сведение. Результатом и стал выпуск культового альбома “Black Metal”.
В общем и целом новый материал мало чем отличался от дебютной работы, но имел более качественный по тем временам звук. Если смотреть на альбом с позиции дня сегодняшнего, то это очень примитивный прото трэш-метал, в основе которого все тот же рок-н-ролл. При этом альбом просто пропитан энергетикой и не потерял своей актуальности и сегодня, его хочется переслушивать с хорошей и доброй улыбкой на лице. Venom не являются супер техничными музыкантами и на протяжении большей части альбома присутствуют простые трэш и спид-рифы и рычащий голос Конрада Ланта, которые создают демоническую и бескомпромиссную стену звука. Отличительные особенности альбома это простота записи и жестокая по тем временам музыка. Никаких излишеств, просто злобный шквал диких риффов и энергии. Venom не интересовались музыкальным мастерством, они просто громко шумели и пели богохульства. Целью Venom было создать самую шокирующую музыку, какую только можно вообразить, и они в этом очень преуспели, никто не заходил так далеко. Venom взяли сатанинскую лирику, пентаграммы на обложках альбомов, злые псевдонимы, что привлекло внимание людей, в том числе и негативное.
Открывается альбом всем известным заглавным треком со звуков бензопилы. Музыканты зажали несколько больших стальных пластин и использовали прямо в студии настоящую бензопилу, чтобы создать звуковой эффект распила этих пластин. При этом сам Лант рассказывал, что все зубья пилы сломались, пытаясь добиться нужного эффекта. Этот звук уступает место основному прото спид-трэшевому скоростному рифу самой песни, которая стала настоящей классикой благодаря запоминающемуся припеву и знаменитой строчке “Отдай свою душу богам рок-н-ролла”. На данную композицию существует более 100 кавер-версий, среди которых: Cradle of Filth, Dimmu Borgir, Hypocrisy, Mayhem, Vader.
Далее идет To Hell And Back – среднетемповый боевик. В целом более спокойный, но не менее эффективный трэк. Более запоминающийся гитарный рифф с таким же запоминающимся припевом и отличное соло.
Один из лучших треков на этой пластинке определенно “Buried Alive” из-за его общей мрачной атмосферы и великолепных гитарных партий и блюзового соло Мантаса. Мрачная история ужасов о преждевременных похоронах, украшенная звуковыми эффектами и голосом Кроноса, который изо всех сил изображал священника.
Сам Кронос вспоминал:
Я принес грязь, картонные коробки и пару лопат. Лестница, ведущая в студию, представляла собой большие каменные ступени, поднимающиеся на три или четыре этажа. Этажом ниже от диспетчерской мы опустили коробку, вставили в нее микрофон и вывалили всю грязь на лестницу. Потом взяли лопаты и я начал вываливать грязь на ящик.
Похороненные заживо плавно и логично перетекают в короткую, но симпатичную Raise The Dead (Воскрешение мертвых). Песни Buried Alive и Raise the Dead, были написаны в конце 1970-х годов и изначально их планировалось включить в дебютный альбом группы, но их решили переработать.
Teacher’s Pet немного выпадает из общей концепции пластинки с пахабным текстом про озабоченную учительницу и припанкованным музыкальным рядом.
Вторую часть альбома открывает Leave Me In Hell один из самых типичных трэков группы раннего периода творчества с духом нестареющего рок-н-ролла и симпатичным соло от Мантаса.
Sacrifice – еще один среднетемповый боевик, пожалуй, с самой сложной структурой на альбоме, по меркам Venom конечно.
Еще один скоростной спид-метал трэк “Heaven’s On Fire”, в котором присутствует знакомая атмосфера Motörhead с классической структурой песни.
Один из главных шедевров альбома Countess Bathory, которая занимает второе место по количеству кавер-версий. Музыканты объяснили происхождение вступительного риффа песни, сказав, что он был написан благодаря вступительной песни детского шоу The Magic Roundabout. Именно эта композиция положила начало увлечению металлистов печально известной графиней, а позже Cradle of Filth посвятит ей целый альбом. Ну и главное появится группа Bathory.
Закрывает основную часть альбома наверное самая современная композиция Don’t Burn The Witch с отличным хэви-метал риффом и лучшим вокалом Кроноса на всем альбоме, очень ровным и без ненужных кривляний, именно так будут петь в трэше.
Venom однозначно создали уникальный для своего времени альбом, с необычной лирикой затрагивающей темные сатанинские темы, с прекрасной обложкой, которую сейчас можно увидеть на множестве футболок, уникальным сырым звуком, что вдохновило такие группы как Darkthrone на подражание таким сверх фантастическим методам записи, при это Darkthrone звучит даже хуже чем Venom, вокальный стиль Кроноса, оказавший огромное влияние на будущих трэш и дэт-метал вокалистов, использование злых псевдонимов, которое будет использоваться у всех будущих блэкушников ну и само название альбома, которое станет названием самого мрачного метал стиля. Музыканты взяли обычный рок-н-ролл и придали ему новый экстремальный образ, и это мгновенно вдохновило следующее поколение музыкантов. Так появилась первая волна блэк-метала, а затем и норвежская блэк-метал сцена.
В тоже время, многие критикуют данный альбом за отсутствие технических способностей и плохое производство записи. Но в любом случае эта работа повлиявшая и вдохновившая не одно поколение музыкантов и однозначно является прародителем экстремального метала. Поэтому каждый современный поклонник тяжелый музыки обязан знать ее историю – с чего все начиналось. Без Кроноса, Абаддона и Мантаса, никогда не было бы Аббата, Фенриза или Шаграта.
Состав:
- Cronos – vocals, bass
- Mantas – guitars
- Abaddon – drums