В этом году исполняется 40 лет одному из самых главных, лучших и узнаваемых альбомов в тяжелой музыке. Речь конечно же идет о третьем полноформатном альбоме британской хэви-метал группы Iron Maiden “The Number of the Beast”, который был выпущен 22 марта 1982 года.
Вообще 1982 год был весьма продуктивен: вышли альбомы Judas Priest Screaming for Vengeance, Venom Black Metal и Accept Restless and Wild. Тем не менее, большинство фанатов тяжелой музыки согласятся с тем, что самым главным метал—релизом 82-го года стал именно диск Iron Maiden.
Именно этот альбом изменил как самих Maiden, придав их композициям до сих пор узнаваемую структуру, так и всю метал культуру в целом. Пластинка оказала влияние на огромное количество музыкантов нескольких поколений и не потеряла своей актуальности и сегодня. Неважно в каком году Вы впервые его услышали: 1982, 1992, 2002, 2012 или 2022 год, этот альбом по-прежнему сногсшибателен и точно отражает всю суть стиля хэви-метал.
Безусловно, что к 1982 году бас-гитарист Стив Харрис и его группа уже сделали себе довольно известное имя на растущей новой волне британской хэви-метал сцены благодаря отличному одноименному дебютному альбому 1980 года, а также не менее качественному продолжению (пластинка Killers 1981 года).
Но летом 1981 года решалась судьба Iron Maiden. Вокалист Пол Ди’Анно, с которым группа записала два первых альбома, был явно не готов к тому ритму, что предстоял коллективу и начал испытывать некоторые трудности на гастролях. Кроме того, употребление различных напитков и веществ, приводило к тому, что он становился вялым, когда собирался выйти на сцену. Таким образом, группе, чьи амбиции были намного выше успеха в Великобритании, предстояло принять трудное решение о своем будущем.
Другие представители Новой волны британская группа Samson, к слову сказать участником которой был и барабанщик Клайв Барр участник Maiden, испытывала определенные трудности со своим менеджментом, их бывший лейбл обанкротился, а новый ими практически не занимался и не собирался финансировать их деятельность. В то же время Samson имели в своем составе молодого и очень талантливого вокалиста Брюса Дикинсона. Лидеру Maiden Стиву Харрису очень понравился голос Дикинсона, его энергия и манера вести себя на сцене. И вот в конце августа 1981 года Харрис и менеджер Iron Maiden Род Смолвуд специально прилетели из Франции, где Maiden гастролировали, на фестиваль в английском Рединге, чтобы пообщаться с Брюсом.
Дикинсон вспоминает:
Пол все еще был в группе, но я думаю, все знали, что есть проблема. И когда я сошел со сцены в тот день в Рединге, все знали, что что-то случилось.
Смоллвуд с Харрисом предложили Дикинсону пройти прослушивание. Через день музыканты отправились в студию и записали несколько старых песен. И уже 26 сентября журнал Sounds объявил, что Дикинсон стал новым вокалистом Iron Maiden. Группа сразу оценила более широкий вокальный диапазон нового вокалиста, а Дикинсон был поражен высочайшим профессионализмом своей новой группы. Даже Пол Ди’Анно признал, что его заменил отличный вокалист:
Брюс – абсолютно лучший вокалист, который когда-либо был у группы. Я думаю, у него чертовски отличный голос, и это было именно то, что нужно группе в то время.
Вокальный диапазон Брюса и его театральный стиль открыли для Стива Харриса совершенно новый мир возможностей для повествования и написания композиций. Вот, что сказал Мартин Берч:
Я не думаю, что бывший вокалист Пол Ди’Анно способен справиться с вокалом в некоторых довольно сложных направлениях, которые, как я знал, хотел исследовать Стив. Когда Брюс присоединился к группе, это открыло огромные возможности для нового альбома.
Первое выступление в обновленном составе состоялось в Болонье, Италия. Брюс вспоминал:
Я не открывал глаза на первых четырех или пяти песнях. Наша дорожная команда смотрела на меня и оценивала так, как будто у меня две головы! Но я знал, что это произойдет, и что мне просто нужно с этим смириться. Люди видели группу с Полом, так что у них было свое мнение. Группа не просто представляла меня как нового вокалиста – мы играли материал из нового альбома, который еще никто не слышал, так что это сильно отличалось от того, что все знали!
Таким образом, вооруженные новым секретным оружием, в лице нового вокалиста, обновленные Maiden стали работать над своим новым (третьим) альбомом, пригласив в очередной раз известнейшего продюсера Мартина Берча, который уже успел поработать с группой во время записи альбома Killers, а также продюсировавший многие известные коллективы: Deep Purple, Rainbow, Whitesnake, Black Sabbath и др. Запись материала началась в начале 1982 года в лондонской студии Battery Studios. Брюс комментирует:
У нас было написано большинство песен, и мы их репетировали. У нас были хорошие идеи как они должны звучать. Наш продюсер Мартин Берч появился на пару дней репетиций, послушал, кивнул головой и сказал: “Да, да. ОК. Прекрасно”. И мы начали запись альбома.
На протяжении всего мероприятия царила атмосфера большой вечеринки. Мы фактически выстроили стену из пивных банок, которые мы выпили во время записи. Мы не ложились спать до 4 или 5 утра, после того как заканчивали запись, слушая то, что мы записали, пока продюсер не говорил: “Хорошо. Тебе нужно лечь спать, потому что завтра ты вернешься и сделаешь все это снова”. Там была действительно отличная атмосфера.
Говоря о записи вокала, Брюс также вспомнил обстановку в студии:
Я записал большую часть своих вокальных партий в полуразрушенной кухне. Она была полностью пустой, там ничего не было, кроме мокрой штукатурки на стенах и меня. Так что сказать, что было естественное эхо, было бы преуменьшением!
В то же время продюсер Мартин Берч при записи альбома доводил музыкантов, а особенно Брюса до нервных срывов. Брюс кидался стульями и говорил, что больше никогда не будет петь. Например, известный всем 13 секундный крик в начале заглавной песни был сделан после 4 часов записи вокала. Берч предложил Брюсу поорать и тот с радостью принял предложение.
Всего на запись альбома ушло чуть больше месяца. Перед его выпуском в феврале 1982 года Maiden выпустили сингл Run To The Hills, который представил миру невероятный голос Брюса Дикинсона. Сопровождаемый нелепым, но великолепным видео на тему Дикого Запада, сингл совершенно справедливо попал в Топ-10 Великобритании. Это история о коренных американцах, на которых охотились колонисты, уходит корнями в творчество американского писателя вестернов Луиса Ламура, в котором рассматривается насильственная колонизация Америки с точки зрения как коренных жителей Северной Америки, так и американских колонистов.
Готовый альбом вышел 22 марта 1982 на лейбе EMI. Первое, что сразу бросается в глаза, так это великолепно сделанная обложка пластинки, оформленная Дереком Риггсом. Первоначально эта обложка была выполнена в 1981 году для сингла Purgatory, но была настолько хороша, что музыканты решили ее оставить для полноформатника, что в результате и произошло.
Эпоха Брюса Дикинсона и альбом стартуют с композиции Invaders мощной и быстрой с кинематографическим повествованием о борьбе англичан со скандинавскими викингами. Примечательно, что сам автор песни Стив Харрис считает ее не самой удачной:
Invaders можно было заменить чем-нибудь получше, только в то время у нас не было ничего другого, чтобы заменить ее. У нас было достаточно времени, чтобы сделать то, что мы сделали, и все. Я не думаю, что это одна из моих самых сильных песен, это неплохая песня, но она не выделяется на фоне остального альбома.
После этого Maiden переключили темп на жемчужине альбома Children of the Damned. Начинаясь как мрачная баллада, похожая на песню Black Sabbath 1980 года Children of the Sea, она имеет развитие и динамику к кульминации финального куплета и исполненную Дикинсоном финальную вокальную мелодию специально для концертов. В песне рассказывается о детях телепатах, которых сжигают заживо. Сюжет основан на британских фильмах ужасов 1960-х годов Деревня проклятых и Дети проклятых. Голос Брюса в этой композиции звучит просто феноменально, тем более, что он внес немалый вклад в создание этой и некоторых других песен, но у Дикинсона ещё действовал контракт с его предыдущей группой и он не мог быть указан в списке авторов. Вот что рассказал Харрис:
Появление Брюса было судьбой. Он был таким фантастическим, и он мог брать ноты и делать то, что не удавалось большинству других певцов. Но в то время это было довольно страшно! Мы уже были хэдлайнерами в большинстве стран, и было страшно менять вокалиста, потому что мы не знали, понравится это людям или нет. Новый альбом был большим давлением на нас, но иногда давление выявляет в тебе лучшее. И это произошло. Это окупилось с лихвой.
Темой композиции The Prisoner стал британский сериал 1967 года о заключенном в таинственной деревне. В песне выражалась решимость преодолевать препятствия и стремиться к личной свободе, и это послание нашло отклик у металлистов повсюду, особенно сильно прозвучав во время припева. Музыканты вырезали фрагмент диалога из этого сериала для вступления к песне, а менеджер группы Род Смолвуд связывался с актером сериала Патриком Макгуэном, чтобы получить разрешение на использование этого диалога в песне.
22 Acacia Avenue продолжила рассказ о проститутке Шарлотте, который начался в одноименной песне дебютного альбома Maiden. Сюжет песни начинается с того, что герой рекламирует услуги знакомой проститутки своим друзьям, но потом умоляет ее бросить свое ремесло и сбежать с вместе ним. В целом, композиция более прогрессивна по структуре с изменениями темпа и интенсивности, с проникновенными соло-партиями.
Заглавный трэк The Number of the Beast – одна из лучших композиций группы за всю историю, которую можно услышать на всех концертах. Источником вдохновения для написания песни послужил сон, который приснился Стиву Харрису после просмотра фильма Омен 2: Дэмиен, а также шотландская поэзия в лице Роберта Бёрнса и его поэмы Тэм о’Шантер, написанной еще в 1790 году. Как известно, композиция начинается с чтения отрывка из Библии и группа обратилась к культовому актеру ужасов Винсенту Прайсу с просьбой прочесть этот отрывок. Вспоминает Брюс Дикинсон:
К сожалению, наш бюджет был не очень велик, а мистер Прайс не встает с постели меньше, чем за 10 000 долларов. Поэтому мы наняли английского актера Барри Клейтона, который читал истории о призраках на радиостанции в Лондоне, и его голос звучал как Винсент Прайс и стоил всего 300 баксов.
Легенда гласит, что запись песни, да и всего альбома сопровождалась странными событиями, кульминацией которых стал случай, когда продюсер Мартин Берч попал в автомобильную аварию и получил счет ровно на 666 фунтов стерлингов за ремонт своего автомобиля. Харрис вспоминал:
Одна странная вещь, которая произошла, заключалась в том, что Мартин пошел ремонтировать свою машину после того, как она попала в аварию, и счет составил ровно 666 фунтов стерлингов. Он был так напуган, что настоял на том, чтобы гараж взял с него 667 фунтов. Наверное, это был первый случай, когда гараж столкнулся с кем-то, кто требовал платить больше .
Но песня вместе с альбомом понравилась не всем. В Америке религиозные группы были в ярости по поводу названия альбома, оформления и текста заглавного трека. Груды пластинок были сожжены или, в некоторых случаях, разбиты молотками в знак протеста против предполагаемого оккультного содержания альбома. Но с другой стороны, они оказали Maiden услугу, создав дополнительную рекламу.
Далее идет композиция Gangland написанная в соавторстве Эдриана Смита и барабанщика Клайва Барра. Как понятно из названия, здесь речь идет о преступном мире. Неплохая композиция с отличной игрой барабанщика, но в ней нет ничего особенного и выделяющегося, ей не хватает драматизма, возможно поэтому это одна из самых непопулярных композиций в творчестве коллектива. Просто на этом великом альбоме, где представлено множество примеров намного лучшего лирического содержания, общей игры и гитарных соло, эта песня несколько меркнет. При этом была еще одна песня Total Eclipse, которая к сожалению не вошла в альбом, и вышла изначально как би-сайд сингла Run to the Hills. Дискуссия на тему должен ли альбом включать “Gangland” или “Total Eclipse” велась очень долго. На мой взгляд среднетемповая Total Eclipse выглядит намного лучше. Песня содержит отличную музыку и один из лучших текстов, который описывает катастрофическое стихийное бедствие и использует продуманные образы, чтобы донести суть песни. Кстати сами Maiden позже выражали сожаление по поводу решения о не включении Total Eclipse в оригинальную часть альбома. Но в ремастированном издании альбома 1998 года присутствуют обе композиции.
Последняя и самая масштабная композиция на альбоме эпическая Hallowed Be Thy Name. Лучшая тема на пластинке и возможно, самая любимая для поклонников Iron Maiden по всему миру. Композиция рассказывает о человеке, приговоренного к смертной казни, о его мыслях, переживаниях и воспоминаниях. В лирическом плане это один из лучших и самых эмоциональных текстов группы за всю их карьеру, чем-то напоминающий Достоевского. В этой композиции просто нет слабых мест. Драматизм голоса Брюса, его вокальная подача просто на высоте. Феноменальная инструментальная секция, отличные риффы и соло партии, сама структура композиции, которая отлично подчеркивает ее драматизм, все это демонстрирует превосходные навыки группы в написании масштабных эпических композиций, что повлияет на будущие эпопеи Стива Харриса. На мой взгляд лучшее описание этой песни дал владелец лейбла Metal Blade Records Брайан Слагел:
“Да святится имя твое”, по моему мнению, это величайшая песня, когда-либо написанная! В ней все идеально. Текст песни действительно классный – ты действительно чувствуешь себя тем парнем, который ждет, когда его повесят. Вы понимаете его чувства, его эмоции. Пение отличное. Эдриан Смит и Дэйв Мюррей действительно два самых недооцененных гитариста в истории. Они вообще не получают того признания, которого заслуживают. Это буквально идеальная хэви-метал песня. Нет ни одной вещи, которую я бы изменил. У меня до сих пор мурашки по коже каждый раз, когда я ее слушаю.
После выпуска альбома группа отправилась в масштабный тур в его поддержку The Beast on the Road. За 10 месяцев (25 февраля – 10 декабря 1982 г.) группа посетила 12 стран мира, впервые выступив в Испании и Австралии. Были и забавные случаи: Дикинсон с Харрисом неоднократно конфликтовали из-за размещения на сцене, что чуть не привело к драке между ними. Брюс вспоминает:
Когда я пел, половина бас-гитары была засунута мне в нос, потому что была какая-то демаркационная линия, которую я нарушил. Я парировал, поставив ноги на подставку для микрофона и боковым зрением видел, как Стив мчится ко мне, поэтому я позиционировал это как своего рода танковую ловушку против бас-гитариста.
Один раз мы выступали на довольно маленькой сцене, и мы со Стивом провели вечер в плохом настроении, как два оленя, цепляющиеся рогами. Роду Смоллвуду пришлось разнимать нас за кулисами. Мы оба были заняты тем, что засучивали рукава, чтобы выйти на улицу и разобраться друг с другом. Стив орал на Рода, когда тот разнимал нас.
Но Дикинсон не раскололся, и они с Харрисом нашли компромисс.
В декабре 1982 года барабанщик Клайв Барр покинул группу из-за личных проблем и ухудшения здоровья. На замену ему был приглашён барабанщик Нико МакБрэйн.
Maiden продолжили и развили успех на протяжении всех 80-х, продолжая свою победную серию с такими классическими релизами, как Piece of Mind, Powerslave, Somewhere in Time и Seventh Son of a Seventh Son. Но The Number of the Beast навсегда останется одним из самых важных альбомов Maiden — как для их собственной карьеры, так и для жанра хэви-метал в целом. The Number of the Beast стал огромным мировым хитом для Maiden, достигнув 1-го места в британском чарте альбомов и попав в топ-40 в США. Этот альбом можно смело объявить классикой в мире металла.