Легендарная финская группа Amorphis, имеющая более чем 30-летнюю история и весьма насыщенную и неоднозначную дискографию, выпустила новый альбом Halo, который вышел 11 февраля на немецком лейбле Atomic Fire Records. Halo — это уже четырнадцатый альбом группы и восьмой с вокалистом Томи Йоутсеном, который несомненно оказал влияние на творчество коллектива после своего прихода.
Сам альбом является третьей и завершающей частью трилогии музыкантов, продолжая концепцию альбомов Under The Red Cloud 2015 года и Queen Of Time 2018 года. Как и на прошлых двух альбомах продюсированием вновь занимался шведский продюсер Йенс Богрен.
Работа над диском велась достаточно долго и сложно, в первую очередь из-за пандемии. Музыкантам приходилось часто выезжать из Финляндии в Швецию, что в условиях коронавируса было не всегда легко осуществить, а часто общение с продюсером происходило онлайн.
По слухам, музыканты совместно с продюсером выбирали из 36 готовых песен всего 11, вот это творческая энергия. Альбом записывался в том же составе, что и предыдущий, включая и бас-гитариста Олли-Пекка Лайне, который присоединился к Amorphis в 2017 году после 17 лет отсутствия, и как раз в тот момент, когда группа начала записывать альбом Queen Of Time.
Анонсируя новый альбом, музыканты сказали, что он будет в целом тяжелее и прогрессивнее, чем их предыдущие работы. Цитата Эса Холопайнена:
Новый альбом это полностью узнаваемый Amorphis от начала до конца, но общая атмосфера немного тяжелее и прогрессивнее, а также органичнее по сравнению с его предшественником.
Как и многие предыдущие работы коллектива новый диск содержит тексты песен Пекки Кайнулайнена. Цитата Томи Йоутсена:
С самого первого дня Пекка всегда был восторженным и плодовитым автором текстов для Amorphis. Это медленный процесс перевода архаичной финской поэзии на английский язык и адаптации ее к нашим прогрессивным ритмам. К счастью, Пекка делает все вовремя и с большой осторожностью.
Сам Пекка так рассказал о новых текстах:
Halo – это свободная тематическая запись, наполненная приключенческими историями о мифическом Севере десятки тысяч лет назад. Тексты песен рассказывают о древних временах, когда человек бродил по этим заброшенным землям после ледникового периода. Описывая возрождение оригинальной культуры в мире новых возможностей, я также пытаюсь достичь вечных сил человеческого разума.
Обложку для нового альбома, как и для двух предшественников, рисовал французский художник Жан-Эммануэль Симулин.
В качестве синглов с музыкальными видео выходили песни “The Moon”, “On The Dark Waters” и “Northwards”.
Как и ожидалось, четырнадцатый студийный альбом Amorphis следует мелодическому образцу предыдущих релизов. Если говорить о стиле, то это можно назвать прогрессивно-атмосферным фолк металом, основанным на повествованиях древних северных мифов, переведенных из архаической финской поэзии.
В результате получился альбом как всегда с хорошим и динамичным звуком, который сочетает моменты некоторой тяжести, основанными на мелодик-дэт метале с запоминающимися мелодиями, оркестровыми аранжировками и фолковой прогрессивностью. Присутствует даже некоторое влияние прог-рока 1970 – х годов. На альбоме отметились и гости, в том числе Франческо Феррини из итальянской группы Fleshgod Apocalypse, который по всей видимости и отвечал за оркестровые аранжировки.
Что не может не радовать, так это то, что гитары здесь играют более заметную роль, что придает альбому тяжёлое металлическое звучание.
Если пройтись по самим композициям, то самыми запоминающимися, на мой взгляд, являются первая и последняя.
Открывашка Northwards начинается с оркестрово-фортепьянного вступления, после чего превращается в достаточно мощную и интересную основную часть с гроулингом в куплетах и чистым вокалом в припевах. Инструментальная часть включает симпатичное гитарное соло плавно переходящее в органное по типу Deep Purple, а в завершении можно услышать даже мистический хор. Мощная и интересная композиция, которая идеально подходит для вступления и даже чистый вокал ее не очень портит.
Закрывающая песня My Name Is Night представляет из себя балладу, исполненную дуэтом со шведской певицей Petronella Nettermalm из группы Paatos, которая несомненно выделяется на альбоме и является прекрасным его завершением.
Что касается остальных 9 композиций, то они в массе своей имеют очень похожую друг на друга структуру и выделяются лишь наличием в них тех или иных музыкальных идей и решений. Поэтому сам альбом начинает немного затягиваться, так как группа использует по сути одну и ту же формулу написания композиций, основанную, как правило, на все том же повторении тяжелого куплета с гроулингом в сочетании с более мелодичным припевом и использованием чистого голоса, что начинает казаться монотонным. В результате песни начинают сливаться друг с другом, и даже повторное прослушивание не очень помогает запомнить различия между ними.
Вторая композиция On The Dark Waters уже знакомая по видеоклипу имеет неплохой качающий риф в куплете, но при добавлении попсового припева хорошее впечатление от композиции начинает исчезать.
Третья песня, также выходящая ранее в виде сингла The Moon, имеет прекрасную инструментальную часть, включая барабаны, но потом опять врывается чистый вокал.
Windmane лично мне запомнилась припевом, чем-то напомнившим Anathema образца 1996-1997 гг, ну и хорошим инстументалом с гитарным и клавишном соло.
Достаточно мощной, во всяком случае для Amorphis, получилась песня A New Land с отличным гроулингом.
Seven Roads Come Together опять-таки имеет не плохой куплет, но вот с припевом все опять плохо.
Еще можно выделить композицию War, которая получилась по настоящему эмоциональной, красивой и мощной, но чистый голос ее просто убивает, вот бы заменить его гроулингом, мог бы получиться суперхит.
О заглавной композиции Halo сказать особо нечего, кроме того, что ее можно крутить по радио.
Композиция The Wolf, опять же соединяет в себе мощные, почти мелодик-дэт метал куски с чистым голосом и вобщем это иногда хорошо, но увы не в случае с Amorphis.
В качестве некоторого итога. Я не являюсь поклонником группы уже давно, т.к. после альбома Tales from the Thousand Lakes, Amorphis свернули куда-то не туда. Тем не менее, в качестве общего музыкального развития альбомы группы стоит прослушать. Иногда кажется, что музыканты хотят понравиться и ортодоксальным метал слушателям и более широкой аудитории. На мой взгляд такая попытка ни к чему хорошему привести не может. Такое сочетание музыкальных элементов иногда кажется запутанным. Хотя повторюсь, в музыкальном плане альбом очень хорош и с отличным звуком. В идеале подойдет для поклонников коллектива, особенно поздней эпохи Томи Йоутсена.
Состав:
- Tomi Joutsen – vocals
- Esa Holopainen – guitars
- Tomi Koivusaari – guitars
- Santeri Kallio – Keyboards
- Olli-Pekka Laine – bass
- Jan Rechberger – drums